Туристические кластеры ускорят развитие Петербурга
Фуд-корт крупного торгового центра - пример классического кластера. Разные предприятия ресторанного сегмента консолидируют усилия и совместно создают зону высокого притяжения посетителей. От этого выигрывает не только каждая точка общественного питания, но и размещенные рядом магазины и торговый центр в целом. Использование кластерного принципа при развитии города стимулирует рост в самых разных отраслях - от энергетики до туризма.
Кластеры — это образования, состоящие из предприятий, специализирующихся в определенном секторе экономики и объединенные по географическому признаку. Эта концепция применяется и на микроэкономическом уровне. Концентрация конкурентов, их поставщиков и покупателей делает эффективным проект торговой зоны, ресторанной улицы или музейного квартала.
Сохо, Монмартр, Рамбла - примеры успешного развития по кластерной модели. Лондонский Сохо - фешенебельный район высококлассных ресторанов, бутиков, а также центр медийного бизнеса. Парижский Монмартр - территория музеев, арт-галлерей, кафе и ресторанов, популярных среди творческой элиты. Барселонская Рамбла привлекает тысячи туристов нестандартными магазинами, ресторанами и одним из крупнейших в Европе продуктовых рынков. Эти кластеры сложились исторически, но затем города сознательно дополняли и развивали их. С другой стороны, американский Лас-Вегас - искусственно созданный туристический кластер, ставший главным рычагом развития территории.
Санкт-Петербург привлекает туристов отдельными объектами и архитектурными ансамблями. Кластерных зон, способных обеспечить разнообразный досуг значительному числу гостей, здесь пока нет, что не позволяет увеличить число повторных посещений Петербурга туристами. В то же время город приступает к реконструкции территорией, оптимальных для создания туристических кластеров — Новой Голландии, Апраксина Двора, Сенной площади и других. Однако кластеры не будут сформированы, если эта функция не запланирована и не оформлена в специальные проекты.
Группой МКД в рамках анализа туристической среды в Санкт-Петербурге и перспектив ее развития был определен список возможных форм реализации кластерных зон туристических аттракций. В частности, рассматривалось создание зоны, ориентированной на сектор общественного питания в среднеценовом сегменте, с набором площадей под создание магазинов и офисов. В отличие от приведенного выше примера фуд-корта в торговом комплексе, ориентированного на бюджетный сегмент общественного питания, речь идет о зоне с набором ресторанов, баров и кафетериев в среднеценовом сегменте, предоставляющих достойный уровень сервиса и разнообразное меню. В качестве дополнения к сектору общественного питания следует использовать часть площадей под создание магазинов и офисов.
Привлекателен и вариант создания кластерной зоны, ориентированной на арт-сегмент. Это направление отвечает имиджу Санкт-Петербурга как культурной столицы. В данном случае кластер наполнят художественные галереи, театральные студии, шоу-рум, мастерские и тематические магазины. Дополнительными факторами аттракции смогут служить площади, отданные под офисы арт-школам и компаниям, задействованным в медийном секторе. Предприятия общественного питания логично дополнят эту зону. Кроме того, такой кластер может служить событийным центром, ориентированным на международную аудиторию.
Успешность реализации таких проектов в Санкт-Петербурге не вызывает сомнения при соблюдении трех ключевых факторов успеха. Во-первых, город должен оказывать им поддержку, поскольку он является главной стороной, заинтересованной в росте туризма. Одним из возможных вариантов оказания такой поддержки может быть реализация строительных проектов по созданию кластеров на принципах государственно-частного партнерства (ГЧП). Во-вторых, должна быть выработана долгосрочная стратегия развития и управления проектом, включающая свод единых правил и принципов реализации. В-третьих, особую роль играет выбор управляющей компании, способной, при участии внешних консультантов, разработать стратегию и принципы и в дальнейшем осуществлять контроль исполнения проекта.
Для финансирования таких проектов в мире разработаны различные модели. На посткризисном этапе мы предлагаем использовать схемы государственно-частного партнерства. С одной стороны, благодаря партнерству компенсируется дефицит финансовых ресурсов. С другой стороны, обеспечивается максимальное сближение интересов города в создании социально значимой инфраструктуры и интересов инвесторов в построении экономически эффективного бизнеса, востребованного обществом.