Санкт-Петербург

+7 812 600 91 00

office@mcd.spb.ru

Развлечься по-взрослому

Парки аттракционов приносят бизнесу миллионы долларов в год

Даже один крупный современный парк развлечений уровня Disneyland в Париже или Port Aventura в Барселоне может заметно увеличить туристический поток в стране и радикально изменить городскую индустрию туризма. От 3 млн до 12 млн человек ежегодно посещают крупнейшие парки Европы, при этом не менее 45% посещений приходится на иностранных туристов. В России рынок не насыщен даже развлекательными парками среднего размера. Сейчас инвесторы и муниципальные власти проявляют живой интерес к этому бизнесу.


Disneyland (Франция)

Идея создания крупных тематических парков аттракционов зародилась в США. Прототипом современных образцов послужил тематический парк отдыха Уолта Диснея, созданный в 1955 году. Сегодня мировая индустрия развлекательных парков включает порядка 15 очень крупных объектов, из них наиболее известны Disneyland (Франция), Parc Asterix (Франция), Europa Park (Германия), Port Aventura (Испания), Mirabilandia (Италия), Islands of Adventure (США), Cedar Point (США), Holiday World (США) и Lotte World (Корея).


Europa Park (Германия)

Это не только центры притяжения туристов, но и весьма успешный бизнес. Парки управляются специализированными операторами, знакомыми с особенностями отрасли, среди которых лидируют американские Six Flags (управляет 21 развлекательным парком в США, Канаде, Мексике, ОАЭ) и Cedar Fair Entertainment Company (12 парков аттракционов и шесть водных парков), а также британская Merlin Entertainments, входящая в Blackstone Group (49 развлекательных парков в управ­лении). В 2009 году Six Flags заработала выручки и операционной прибыли 1021 млн и 143,9 млн долл. соответственно, Cedar Fair Entertainment Company — 916 млн и 185,5 млн долл., Merlin Entertainments — 1247 млн и 261,6 млн долл. Операционная прибыль одного парка развлечений в среднем составляет 6 млн долл. в год и выше.


Europa Park (Германия)

Годовой оборот рынка развлекательных парков и аттракционов в России не превышает 130 млн долл. Рынок можно назвать незрелым. В России не существует классификатора, который четко определяет отраслевые характеристики аттракционов и, соответственно, принадлежность к аттракционам того или иного объекта развлечений. Деятельность парков не лицензируется и не сертифицируется. Возникают сложности с оценкой их количества, и нет четкого понимания, как вести учет деятельности экономических единиц отрасли. Потенциальным инвесторам сложно принимать решение о входе на рынок, характеристики которого столь расплывчаты.


Mirabilandia (Италия)

Впрочем, эта проблема не главная. К основным факторам, затрудняющим вход на рынок парков аттракционов, относится, во-первых, сезонность. Значительная часть существующих парков — открытые. Второй фактор — планирование. Во многих случаях отсутствует четкая концепция развития парка, что приводит к неудачному опыту работы. Заметим, что концепция должна предшествовать открытию бизнеса — в России она нередко создается «по ходу дела» и не может исправить изначально допущенных ошибок. Концепция развития позволяет оптимально определить местоположение парка, эффективно спроектировать комплекс, рассчитать пропускную способность парка и в соответствии с ней профиль предлагаемых развлечений и других услуг. В-третьих, этот бизнес диктует жесткие требования к качеству управления. Отсутствие специфического опыта управления развлекательными парками критически влияет на результат — даже в случаях, когда путь развития выбран верно. Целесообразно обращаться к профессиональным операторам. Впрочем, в России в сегменте средних парков их крайне мало, а операторы крупных парков в стране вообще отсутствуют.


Islands of Adventure (США)

Но главная причина, затрудняющая вход на этот рынок, — необходимость значительных инвестиций. По данным исследований, проведенных компанией «МКД Партнер», инвестору понадобится от 500 тыс. долл. для мини-парка, включающего менее десяти аттракционов. Если речь идет о тематических развлекательных парках, рассчитанных на 25—30 аттракционов, нужны инвестиции от 50 млн долл. Строительство развлекательного парка международного уровня, сравнимого с Disneyland в Париже или Port Aventura в Барселоне, обойдется значительно дороже. Инвестиции в названные парки (при том что они строились в середине 1990-х годов) составили 3150 млн долл. и 458,7 млн долл. соответственно. При определенных условиях в России проблема может быть решена путем финансирования проекта по схеме государственно-частного партнерства.


Islands of Adventure (США)

При всех трудностях россий­ский рынок парков аттракционов привлекателен для инвестиций, поскольку пока на нем существуют обширные пустующие ниши. На всю Россию приходится порядка 700 парков аттракционов. В это число входят как развлекательные парки в международном понимании, так и мини-парки, и одиночные аттракционы, расположенные, как правило, в курортных районах. Сегмент одиночных аттракционов и мини-парков — самый многочисленный, так как он не требует значительных инвестиций. Зачастую одиночные аттракционы являются передвижными. В соответствии с международной классификацией такие небольшие центры развлечений нельзя отнести к паркам аттракционов.


Второй по объему сегмент рынка в России — небольшие стационарные парки аттракционов. Обычно они расположены в городских парках и насчитывают 15—20 аттракционов. В большинстве случаев эти парки закладывались в советский период, и размещенные в них аттракционы морально и физически изношены. Крупных парков, оснащенных современной техникой, в России единицы. К ним относятся «Чудо-град», расположенный в ЦПКиО имени А.М. Горького в Москве с его 42 аттракционами, и «Диво-остров» в Приморском парке Победы Петербурга, оснащенный 50 аттракционами. Весной этого года в Москве открылся первый в России крытый современный парк развлечений, который помимо аттракционов оборудован кинотеатром формата 5D — опять же первым в стране. Однако крупных тематических парков, самых интересных с точки зрения прибыльности и привлечения туристов, в стране по-прежнему нет.


Таким образом, на основании данных «МКД Партнер» можно сделать вывод о значительном потенциале рынка развлекательных парков в России. Есть привлекательные свободные ниши в сегменте парков аттракционов среднего размера, а ниша крупных тематических парков не заполнена вообще. При этом спрос на развлекательные услуги не удовлетворен, а потребность общества в привлечении дополнительных потоков туристов очевидна. Не случайно органы власти проявляют все больший интерес к реализации таких проектов. Инвесторов, заявивших о планах строительства крупного тематического парка, пока нет, но их внимание к этому рынку прослеживается. Можно с уверенностью сказать, что правильное планирование, разработка и реализация проекта тематического парка при поддержке оператора с мировым именем обеспечат бизнесу существенную отдачу на вложенные деньги.


Опубликовано РБК daily СПб, 27 августа 2010г.