Санкт-Петербург

+7 812 600 91 00

office@mcd.spb.ru

Минoритарный акционер - находка для рейдера

Реалии сегодняшнего дня, к сожалению, таковы, что обладание контрольным пакетом акций в России не является гарантией полного контроля ведения хозяйственной деятельности обществом и беспрепятственного распоряжения активами общества. Наличие «миноритарных акционеров» является основным из существующих рисков недружественного захвата общества и возможности потери контроля над обществом.

 

Во-первых, действующее законодательство предоставляет миноритарным акционерам право на получение информации связанной с хозяйственной деятельностью общества, органами управления обществом, аффилированными и зависимыми структурами, что в свою очередь может повлечь за собой использование данной информации в своих интересах либо распространение данной информации третьим лицам.

 

Во-вторых, акционеру общества предоставляется возможность обжаловать в судебном порядке решения общего собрания по всем вопросам, относительно которых акционер не голосовал, либо голосовал против.

 

Возникновение судебного спора влечет за собой временные и финансовые затраты, отрицательно влияет на имидж компании, подрывает доверие партнеров и контрагентов. Также при проведении судебного разбирательства существует возможность применения судом обеспечительных мер, что в свою очередь может повлечь невозможность принятия управленческих решений и распоряжения

активами компании.

 

Основное место среди судебных споров с участием миноритарных акционеров занимают:

• оспаривание решений общего собрания акционеров;

• требование о принудительной передачи реестра иному реестродержателю;

• запрет на совершение действий руководителей общества;

• оспаривание результатов приватизации

 

Для сбора информации и возбуждения судебных споров зачастую достаточно приобрести несколько акций, либо просто «заинтересовать» акционера действовать u1074 в интересах третьих лиц. Практика показывает, что проблемы компании может создать даже акционер, владеющий 1 акцией.

 

Не редко акции, принадлежащие миноритарным акционерам, консолидируются заинтересованными лицами в более-менее значимый пакет, и попытки корпоративных захватов проходят посредствам проведения внеочередных собраний акционеров, в повестку дня которого включается вопрос о снятии с должности генерального директора и внесение изменений в состав совета директоров.

 

Для проведения внеочередного общего собрания достаточно 30 % акций, и имея пакет 15-20 %, его можно легко «добрать» скупкой акций до необходимой величины.

 

Зачастую владельцы контрольного пакета акций и руководство компании сами облегчают задачу «черным рейдерам» пренебрегая элементарными представлениями об экономической безопасности и не прилагая даже минимальных усилий предотвращения недружественного поглощения, построения устойчивых корпоративных отношений, приобретения лояльности со стороны акционеров.

 

Информация о пакете акций, необходимого для «захвата» компании, формируется заранее, в основном за счет их раздробленности и неконсолидированности. Материалы об акционерах собрать не слишком сложно: имена, фамилии, адреса, телефоны устанавливаются по адресной базе. Далее контакт с акционером и убеждение его в продаже принадлежащих им акций дело техники. Как правило, одновременно 30-40 представителей заинтересованного лица едут к владельцам акций физическим и юридическим лицам. Физических лиц со средним и низким достатком легко привлекает перспектива получения «кругленькой суммы» быстро и сразу. Руководство юридических лиц также не

откажется получить n-ную сумму наличных средств в свое личное распоряжение. Также убедительно могут звучать аргументы о погашении «скупленных» долгов компании. Так за один день можно приобрести до 10 % акций.

 

Кроме того, при невозможности приобретения акций всегда можно получить доверенность на определенный u1089 срок с обещаниями «свергнуть» директора, навести порядок на предприятии, и выплатить, наконец, долгожданные дивиденды.

 

Проведение внеочередного собрания это тщательно спланированное мероприятие. Отстранить от участия в собрание акционеров с более весомым пакетом легко – он просто не будет знать о собрании. Официальные уведомления о созыве подобных собраний отправляются по почте заказным письмом и пустым конвертом. При получении подобного конверта доказать факт неуведомления в дальнейшем очень сложно.

 

Для компании, ставшей объектом рейдеровской атаки консолидация пакета акций является неожиданностью. Как правило, действующий директор узнает о произошедшем последним, когда ему на стол складывают стопку бюллетеней и говорят, что он отстранен от должности. В дальнейшем у нового руководства не остается никаких препятствий к полному выводу значимых активов. И даже если после долгих судебных разбирательств удается признать проведенное внеочередное собрание недействительным, защищать прежним собственникам уже нечего.

 

Кроме того практика дел по недружественному захвату, а также защиты от недружественного поглощения показывает, что атака происходит внезапно и стремительно, а защита готовится заблаговременно, долго и тщательно. Применять какие-либо меры по защите родного предприятия, когда «рейдер на пороге» крайне сложно и зачастую малоэффективно.

 

Из существующих способов защиты от недружественного поглощения посредством миноритарных акционеров является создание некоммерческого партнерства, получение доверенностей от акционеров, передача акций в залог с запретом их дальнейшего отчуждения без согласия залогодержателя. Но наиболее эффективным способом защиты предприятия является консолидация

пакета акций принадлежащих миноритарным акционерам, поскольку данная мера полностью исключает возможность «черных рейдеров» действовать через миноритариев.

 

Действующее законодательство предусматривает возможность прямого приобретения акций от акционера открытого акционерного общества третьими лицами без уведомления других акционеров и самого общества. Также приобретение акций возможно и на имя акционера, владеющего контрольным пакетом.

 

Кроме того, изменения в действующее законодательство об акционерных обществах прямо обязывают лицо, которое приобрело более 30 процентов общего количества акций открытого общества с учетом акций, принадлежащих этому лицу и его аффилированным лицам, направить иным акционерам публичную оферту о приобретении у них таких ценных бумаг. Аналогичная обязанность возникает у акционера, который приобрел долю акций открытого общества, которая превышает 50 и 75 процентов общего количества таких акций открытого общества. А в случае приобретения более 95 процентов общего количества акций открытого общества, обязано выкупить принадлежащие иным лицам остальные акции открытого общества.

 

Изменение антимонопольного законодательства и принятие закона «О конкуренции» в 2006 году также создали более благоприятную почву для приобретения акций лицом, которое владеет пакетом 50 процентов , 66,6 процентов, 75 процентов голосующих акций.

 

Таким образом, действующее законодательство предусматривает возможность максимальной консолидации пакета акций крупным акционером, и только 100 % пакет акций в собственности может дать гарантии собственнику полного контроля над предприятием и отсутствие нежелательных проблем, связанных с миноритарными акционерами.

Руководитель проектов

Юридического департамента АО «МКД»

Синянская Ю.В.