Нормативное регулирование строительной деятельности является одной из наиболее консервативных отраслей российского законодательства. В полной мере это относится и к правовому регулированию процессов приемки законченных строительством объектов и обязанностей сторон в этих процессах.
В настоящее время продолжают действовать Постановление Совета Министров СССР от 23 января 1981 года N 165 "О приемке в эксплуатацию законченных строительством объектов" и разработанные на его основе СНиП3.01.04-87 "Приемка в эксплуатацию законченных строительством объектов. Основные положения" (далее - СНиП 3.01.04-87).
На региональном уровне, в частности в Санкт-Петербурге также применяются территориальные строительные нормы. Так, в настоящий момент действуют утвержденные Распоряжением Администрации Санкт-Петербурга от 23.12.02. №2667-ра Санкт-Петербургские городские строительные нормы “Приемка и ввод в эксплуатацию законченных строительством объектов недвижимости” - ТСН 12-316-2002 (далее - ТСН 12-316-2002). Данный документ введен в действие с 16.01.03.
Следует отметить, что значительная часть требований ТСН 12-316-2002 заимствована из СНиП 3.01.04-87.При этом на сегодняшний день вопросы приемки объектов до их сдачи государственной приемочной комиссии детально регламентированы только в СНиП 3.01.04-87.
Как СНиП 3.01.04-87, так и ТСН 12-316-2002 установлена поэтапная схема приемки и ввода в эксплуатацию законченных строительством объектов.
Так, до назначения государственной приемочной комиссии заказчик (застройщик) осуществляет приемку объекта и выполненных на объекте работ от исполнителей в соответствии со строительными нормами и правилами (рабочая комиссия), обеспечивает выполнение работ по подготовке объекта к эксплуатации и представляет в орган, назначающий комиссию заявку о ее назначении и необходимую правовую, проектную и исполнительную документацию, акты приемки инженерных систем и другие документы, подтверждающие соответствие конструкций, элементов инженерных систем предъявляемым требованиям, основной перечень которых приведен в Приложении Б к ТСН 12-316-2002 (п.7.1. ТСН 12-316-2002).
Законченные строительством объекты производственного назначения подлежат приемке в эксплуатацию государственными приемочными комиссиями только в том случае, когда они подготовлены к эксплуатации (укомплектованы эксплуатационными кадрами, обеспечены энергоресурсами, сырьем и др.), на них устранены недоделки и на установленном оборудовании начат выпуск продукции (оказание услуг), предусмотренной проектом, в объеме, соответствующем нормам освоения проектных мощностей в начальный период.
Формирование комиссий и порядок их работы
Состав участников государственной приемочной комиссии определяется органом, назначающим комиссию, куда в обязательном порядке включаются представители:
· заказчика (застройщика),
· генерального подрядчика,
· эксплуатирующей организации,
· проектной организации (если на объекте осуществлялся авторский надзор),
· территориального управления административного района, на территории которого находится объект,
· органов государственного надзора и контроля, которым подконтролен принимаемый объект (Приложение “А” к ТСН 12-316-2002)
В состав комиссии могут быть дополнительно включены представители органа выдавшего разрешение на выполнение работ, территориальных инженерных служб и отдельные специалисты (п.6.11. ТСН 12-316-2002).
При приемке объекта, построенного организацией, выполняющей две и более функции (заказчик, генподрядчик, проектировщик и другие) в состав комиссии назначаются ответственные представители функциональных служб этой организации. Совмещение одним должностным лицом нескольких функций запрещается.
Орган, назначающий комиссию, обязан в течение 7 дней после получения заявки заказчика назначить комиссию или дать мотивированный отказ о ее назначении в письменной форме. Продолжительность работы комиссии не должна превышать трех месяцев для объектов производственного назначения.
Комиссия проводит осмотр объекта, изучает представленные документы, оценивает их полноту, определяет соответствие объекта проекту и требованиям нормативных документов и составляет акт о приемке объекта в эксплуатацию по установленной форме.
Комиссия вправе приглашать исполнителей по отдельным видам работ и поставщиков материалов для решения возникших вопросов, касающихся соответствия выполненных ими работ и поставленных материалов, независимо от их приемки заказчиком.
Расходы по приемке по вводу в эксплуатацию объекта несет заказчик (застройщик), если иное не установлено договорами между участниками инвестиционной деятельности (п.7.15 ТСН 12-316-2002).
Участие Государственных органов в действиях по приемке объектов в эксплуатацию осуществляется на безвозмездной основе.
Требования к объекту приемки и перечень документов, предъявляемых комиссиям
Принимаемые в эксплуатацию здания и сооружения, их составные части, конструкции и системы должны соответствовать требованиям действующих законодательных актов и нормативных документов. Действующими считаются законодательные акты и нормативные документы, которые были введены в действие до даты передачи исполнителю проектной документации. В случае введения в действие после указанной даты новых нормативных документов или изменений к ним, несоответствие объекта новым нормативным требованиям допускается по согласованию с государственным органом, принявшим новые нормы.
Все осуществленные в натуре архитектурные, конструктивные, технологические и иные проектные решения должны соответствовать проекту. Все отступления от проектной документации должны быть оформлены в установленном порядке до предъявления объекта к приемке в эксплуатацию.
Утверждение акта приемки, завершение работы комиссии
Акт приемки должен быть подписан всеми членами Государственной приемочной комиссии и ее председателем. Члены комиссии, имеющие обоснованные возражения против приемки в эксплуатацию объекта, акт не подписывают и представляют свои возражения председателю комиссии. Возражения должны быть рассмотрены до утверждения акта органом, назначившим комиссию с участием органов, представителями которых они внесены. Основанием отрицательного решения органа надзора может быть только установленный факт несоответствия объекта требованиям нормативных документов по профилю надзорного органа (п.7.5. ТСН 12-316-2002).
Акт приемки законченного строительством объекта составляется в 5 экземплярах, два из которых представляются председателем комиссии в орган, назначивший комиссию, два передаются заказчику и один генеральному подрядчику. Типовая форма акта приемки утверждена Постановлением Госкомстата России от 30.10.97. №71а «Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету труда и его оплаты, основных средств и нематериальных активов, материалов, малоценных и быстроизнашивающихся предметов, работ в капитальном строительстве» - КС-14, а также содержится в ТСН 12-316-2002.
Акт приемки подлежит утверждению не позднее 7 календарных дней после его подписания комиссией. Объекты, по которым акт не утвержден в установленный срок, считаются не принятыми в эксплуатацию и по ним назначается повторная приемка (п.4.26 СНиП 3.01.04-87;. п.7.9. 12-316-2002)..
Полномочия приемочной комиссии прекращаются с момента утверждения акта приемки (п.4.22. СНиП 3.01.04-87; п.7.10. ТСН 12-316-2002).
Исполнительная и техническая документация по объекту, представленная на рассмотрение приемочной комиссии в соответствии с ТСН 12-316-2002 после утверждения акта приемки в эксплуатацию передается заказчиком эксплуатирующей организации.
Утвержденный акт комиссии о приемке объекта в эксплуатацию удостоверяет соответствие законченного строительством объекта предъявляемым к нему требованиям, подтверждает факт создания объекта недвижимости и является разрешением на ввод в эксплуатацию, а также основанием для включения в статистическую отчетность и оформления государственной регистрации прав на вновь созданный объект недвижимости (п.4.6. ТСН 12-316-2002).
Права, обязанности и ответственность инвестора (собственника), заказчика, исполнителей работ и пользователя объекта по вопросам приемки, подготовки и ввода объекта в эксплуатацию, а также гарантийные обязательства по устранению дефектов, выявленных в процессе эксплуатации, устанавливаются на основе законодательства договорами между участниками инвестиционного процесса. При этом каждый из них может полностью или частично совмещать функции инвестора, заказчика и исполнителя работ (п.4.9 ТСН 12-316-2002).
Таким образом, согласно ТСН 12-316-2002 приемка объектов проводится в два этапа:
· на первом этапе осуществляется приемка объекта заказчиком (застройщиком) от исполнителей и подготовка объекта к эксплуатации;
· на втором этапе приемка осуществляется государственной приемочной комиссией, которой сдается законченный строительством объект.
Данная схема соответствует той, которая установлена СНиП 3.01.04-87. Тем не менее, следует обратить внимание на те положения ТСН 12-316-2002, которые отсутствуют в СНиП 3.01.04-87 и подлежат применению в Санкт-Петербурге.
Приемка в эксплуатацию законченных строительством объектов является завершающей стадией строительного процесса. По окончании приемки взаимоотношения между сторонами договора строительного подряда либо прекращаются (если договор заключался на строительство отдельного объекта или группы объектов), либо этот договор уточняется в соответствии с планами дальнейшего сотрудничества между инвестором, заказчиком и подрядчиком.
Юрист группы правового
и налогового консультирования АО «МКД»
Анна Рогова
E-mail: This email address is being protected from spambots. You need JavaScript enabled to view it.
Тел. (812) 380-06-47