Санкт-Петербург

+7 812 600 91 00

office@mcd.spb.ru

Устранение недостатков строительства в гарантийный период

Существующее на сегодняшний день большое разнообразие строительных работ свидетельствует о высокой степени востребованности договорных отношений в области строительства. При производстве строительных работ независимо от масштаба стройки гарантиям качества выполняемых работ всегда уделялось большое внимание. 

Целью настоящей статьи является рассмотрение вопросов, связанных с взаимоотношением сторон договора строительного подряда после окончания строительства в период, определенный законодателем, как гарантийный срок.

Несмотря на обширную нормативную базу по урегулированию вопросов связанных с договором строительного подряда, единственным нормативным актом, устанавливающим порядок предъявления претензий за недостатки строительства,  является документ федерального уровня – Гражданский кодекс РФ. Однако, к сожалению, нормы Гражданского кодекса РФ не достаточно подробно прописывают порядок предъявления и урегулирования претензий в гарантийный период, а содержат лишь ряд диспозитивных норм, предполагая, что данные вопросы будут детализированы сторонами в самом договоре строительного подряда.

Кроме того, Гражданский кодекс РФ специально не регулирует процесс составления, оформления и подписания документа об обнаруженных заказчиком скрытых недостатках (дефектах).

            Рассмотрим основные положения, касающиеся гарантийных обязательств, закрепленные в Гражданском кодексе РФ (далее ГК РФ).

Согласно п.1 ст. 721 ГК РФ, качество выполненной подрядчиком работы должно соответствовать условиям договора подряда или требованиям, содержащимся в специальных актах, а результат работ после его передачи заказчику должен сохранять свои свойства и качества на протяжении определенного периода времени. Для этих целей ст. 722 ГК РФ вводит понятие «гарантийный срок» – срок, в течение которого результат работы должен соответствовать условиям договора о качестве.

Суть гарантии, предоставляемой подрядчиком, сводится к тому, что в пределах такого срока он гарантирует нормальную и бесперебойную эксплуатацию объекта. При этом имеется в виду использование объекта (его эксплуатация) именно в соответствии с условиями договора строительного подряда.

Установление гарантийного срока состоит в возложении на подрядчика ответственности за недостатки (дефекты), которые были обнаружены в течение составляющего такой срок времени.

Принимая на себя гарантийные обязательства, подрядчик соглашается устранять за свой счет недостатки, возникшие уже в процессе эксплуатации заказчиком результата работ.

Применяя правила п.2 ст.755 ГК РФ об ответственности Подрядчика за недостатки, следует учитывать, что имеются в виду любые дефекты как объекта в целом, так и отдельных его частей, причем не только существенные, но и незначительные (ухудшающие, например, внешний вид объекта, вызывающие необходимость преждевременной замены отдельных частей объекта и т.д.). Однако в любом случае эти дефекты должны быть обнаружены до истечения гарантийного срока.

По общему правилу, установленному ст. 724, ст. 755 ГК РФ требования заказчика, связанные с ненадлежащим качеством работы, могут быть предъявлены подрядчику, если они выявлены в течение следующих сроков:

1)     в течение гарантийного срока за недостатки, составляющего два года (п.3 ст. 724 ГК РФ);

2)     в пределах пяти лет со дня передачи результата работы в том случае, если на результат работы договором не установлен гарантийный срок (п.2 ст.724, ст.756 ГК РФ);

3)     по истечении гарантийного срока (двух лет), но в пределах пяти лет с момента принятия заказчиком результата выполненной работы при условии, если заказчик докажет, что недостатки возникли до передачи результата работы заказчику или по причинам, возникшим до этого момента (пп.4, 5 ст. 724, ст. 756 ГК РФ).

В отношении выявленных в течение гарантийного срока недостатков требования должны быть заявлены в «разумный срок»[1].

            При этом необходимо иметь в виду, что ст. 755 ГК РФ не обязывает заказчика заявлять о недостатках именно в пределах гарантийного срока: если они обнаружены в последний день гарантийного срока, это не лишает заказчика права заявить о них, например, спустя три дня, т.е. в пределах «разумного срока».

В случае если в течение гарантийного периода были обнаружены недостатки, за которые отвечает подрядчик, течение гарантийного срока прерывается на все время, на протяжении которого объект не может эксплуатироваться вследствие таких недостатков.

С пропуском установленного договором гарантийного срока заказчик утрачивает право на предъявление требований в связи с некачественными работами.

К устранению недостатков, обнаруженных в пределах гарантийного срока, применяются правила об устранении недостатков некачественных работ, содержащиеся в ст. 723 ГК РФ.

            В случаях, когда работа выполнена подрядчиком с отступлением от договора подряда, ухудшившими результат работы, или с иными недостатками, которые делают его непригодным для предусмотренного в договоре использования, заказчик вправе, по своему выбору потребовать от подрядчика:

-       безвозмездного устранения недостатков в разумный срок;

-       соразмерного уменьшения установленной за работу цены;

-       возмещения своих расходов на устранение недостатков.

            Однако не все перечисленные средства защиты могут быть использованы заказчиком при защите своих интересов. В случае обнаружения недостатков заказчику следует помимо норм гражданского законодательства учитывать положения, прописанные в заключенном  договоре строительного подряда. Для того, чтобы избежать возможных нежелательных последствий, заказчику до подписания строительного договора необходимо тщательно отработать его условия, не только в отношении гарантий качества построенного объекта, но и в отношении  иных существенных положений.


Юрист группы правового

и налогового консультирования АО «МКД»

Анна Рогова