Санкт-Петербург

+7 812 600 91 00

office@mcd.spb.ru

За круглым столом сидели...

Классификация гостиниц.

В настоящее время в России действует классификация гостиниц, не соответствующая мировым стандартам. Закон Российской Федерации от 24 ноября 1996 г. N 132-ФЗ «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» не отражает изменившиеся потребности рынка. Закон дает лишь общее представление о гостиничном бизнесе, гостиничном продукте, но не дает качественной оценки услуг. ГОСТ  Р 50645 - 94 «Классификация гостиниц» дает такие оценки, но они безнадежно устарели и не дает возможности адекватно оценивать уровень гостиницы. В основном он был ориентирован на простой перечень необходимого оборудования, не давая качественной оценки предметов.

Также идет бурное развитие туристического бизнеса в России, а особенно – гостиничного бизнеса. По доходности его считают одним из самых прибыльных. Сроки окупаемости составляют порядка 5-7 лет. С этой стороны, вопрос единой стандартизации очень актуален. Многие компании, прежде чем начать вкладывать деньги в развитие такого бизнеса, обращаются к нам за консультацией. Как и что делать, на какой сегмент рынка необходимо ориентироваться. Поэтому важность таких стандартов и для консалтинговой компании, несомненно, велика.

В настоящее время идет согласование новых разработанных стандартов классификации гостиниц в Правительстве России. Как стало известно, основой для этих стандартов стал европейский опыт. Поэтому хотелось бы отметить опыт европейских стран в этом направлении.

Guide Micheline” («Гид Мишелина»). Традиционный подход к градации гостиниц используется во Франции, включает в себя как государственную систему классификации, так и коммерческую. Большинство туристов во Франции полностью игнорируют государственную классификацию гостиниц и руководствуются исключительно системой “Guide Micheline”, опубликованную компанией- производителем шин «Мишелин», отделом туризма. Компания сама решает, какую гостиницу включить в свой справочник, а какой нет. «Мишелин» не публикует свои критерии классификации; гостиницы классифицируются по пятибалльной системе, которая представлена в виде домиков, ложек и звездочек.

Israel revised classification Scheme – (Израильская классификационная система) – эта классификационная система в Израиле является официальной. На сегодняшний день система классификации в Израиле разделена на две основных категории:

1.                     классификация самого здания и оборудования;

2.                     классификация услуг и продуктов.

Гостиницы классифицируются по степени звездности.

Классификация гостиниц определяется многими факторами, наиболее важные среди них следующие:

-       архитектурный дизайн;

-       площадь;

-       размер номеров;

-       качество гостиничных услуг;

-       качество продуктов и напитков;

-       качество и профессионализм работников гостиницы.

Категория гостинцы будет зависеть от количества набранных очков: до 500 очков за физическое состояние гостиницы и до 500 очков за уровень качества:

1.     Гостиница 5 звезд - делюкс – 921 – 1 000 очков;

2.     Гостиница 5 звезд – 752 – 920 очков;

3.     Гостиница 4 звезды – 582 – 750 очков;

4.     Гостиница 3 звезды – 582 – 750 очков;

5.     Гостиница 2 звезды – 307 – 460 очков;

6.     Гостиница 1 звезда – 227 – 305 очков.

Britain’s voluntary Self – Classification System – система добровольной классификации была ведена в Великобритании в 1974 году. Классификация базируется на 6 уровнях от 0 до 5 корон. Категории включают в себя нематериальные аспекты – теплоту приема, эффективность сервиса, внешний вид. Всего существует три категории: высоко рекомендованная, рекомендованная, одобренная.

Самооценка – это основа Британской классификационной системы. Менеджеры гостиниц должны заполнять подробный опросник. Одна из основных проблем Британской классификационной системы – это то, что менеджеры гостиницы не обязаны возвращать назад заполненные опросники, соответственно, система не является убедительной и понятной.

AA Britain – Британская система АА – Британская Автомобильная Ассоциация занимается классификацией гостиниц с 1908 года. Два раза в год ассоциация распространяет справочник среди своих 7 млн. членов. АА полностью не зависит от государства и гостиничной индустрии.  Требования к категориям основываются на маркетинговых исследованиях  нужд потребителей, которые обновляются ежегодно. Основной акцент делается на гостеприимство. Основной недостаток системы в том, что она охватывает небольшую часть всех гостиниц Британии.

Irish Tourist Board Classification – Ирландский Совет по классификации гостиниц – одна из наиболее гибких национальных систем классификации гостиниц. Ирландская система обязательна для всех гостиниц и базируется на национальном законодательстве, которое разрабатывает критерии и методологию. Система основывается на самофинансировании, гостиницы должны платить взнос в зависимости от количества кроватей. Классификация основана на 5 категориях, обозначенных 5 римскими цифрами.

Некоторые страны (например, Швеция и Швейцария) основывают классификацию на ценах за номер. Этот подход подразумевает, что цена всегда основывается на качестве, и что рыночные цены являются регуляторами качества услуг. В некоторых странах пытаются внедрить контроль над качеством управления гостиницей посредством становления обязательной квалификации для менеджеров.

Некоторые правительства (например, в Дании, Германии и США) считают, что не должно быть официальной классификации гостиниц, и что свободная рыночная конкуренция заставит гостиницы повышать качество своих услуг. Туристический Совет Дании выпускает официальный справочник по размещению гостей, в котором не содержится информации по градации услуг, а есть только основная информация о местоположении, количестве номеров, ценах и т.д.

 

О USALI

Общей целью работы любого предприятия является получение прибыли, которая представляет собой прибыль на инвестиции, то есть компенсирует риск, взятый на себя инвесторами.

Гостиница представляет собой ряд различных департаментов и прибыльностью каждого из них нужно эффективно управлять.

Чтобы оценить результаты деятельности, необходима точка отсчета, с которой можно сравнивать реальные результаты. Чаще всего для сравнения используются следующие базы:

·       результаты за предшествующие периоды;

·       данные бюджета;

·       результаты деятельности других гостиниц или предприятий: национальных сюрвейеров, с которыми можно сравнить результаты деятельности нашей гостиницы.

Ключевым моментом при таких сравнениях является то, что все значения должны собираться на согласованной основе. Гостиничный бизнес во всем мире старается достичь этой согласованности в показателях результатов деятельности посредством использования единой системы. Она представляет из себя некоторые подробные рекомендации по тому, как следует трактовать конкретные операции в бухгалтерском учете с тем, чтобы результаты деятельности гостиницы отражались в отчетности таким образом, который поможет менеджерам в оценке результатов деятельности по сравнению с предшествующими периодами, бюджетом и прочими гостиницами. Такой единой системой стала USALI («Uniform System of Accounts for the Lodging Industry»).

Единая система USALI родилась в США и впервые была опубликована в 1926 году. С того времени было опубликовано несколько редакций. Принципы, которыми руководствовались составители единой системы, всегда остаются неизменными.

Основным принципом в USALI является понятие «центр ответственности», который может быть двух видов: «центр доходов» и «центр затрат». Гостиница разделяется на подразделения, каждый из которых отвечает за свой блок доходов и/или расходов. На базе отчетов о деятельности подразделений рассчитывается ряд стандартных показателей, включая себестоимость единицы услуг, точку безубыточности и т.п. В системе управления финансами можно получать как текущие отчеты о деятельности подразделений, так и рассчитывать основные показатели оперативной деятельности подразделений гостиницы.

На недавно проведенном семинаре компанией «МКД Партнер» для руководителей гостиниц прозвучал вопрос – как узнать, что ресторан при гостинице убыточен? В данном случае возникает проблема, что директор ресторана может преподнести данные несоответствующие действительности, умышленно занижая результаты от деятельности ресторана. Система USALI с ее понятием «центра ответственности», позволяет получить итоговые данные о финансовом состоянии ресторана не от его директора, а от финансового контролера, и представленные в виде данных управленческой отчетности. Так же полученную информацию, можно использовать для сравнения с результатами деятельности аналогичных ресторанов в отрасли.

При внедрении подобной системы необходимо произвести некоторую адаптацию стандартов к российским условиям. Это находит свою реализацию в использовании кода подразделений и углублении аналитики. Как правило, в большинстве случаев для получения управленческих отчетов в формате USALI приходится углублять аналитику по общепринятым в гостиничном бизнесе статьям доходов и расходов. Так, если текущим планом счетов гостиницы предусматривается аналитика “МБП”, то в требуемом варианте она должна быть детализирована до уровня “белье”, “операционные принадлежности для номера”, “расходные материалы” и т.д.

При разработке аналитического Плана счетов необходимо учитывать краткосрочные перспективы развития гостиницы, появление новых видов услуг, а, следовательно, и новых видов расходов, что должно найти отражение в формате управленческих отчетов и плане счетов.

В основу построения Плана счетов закладываются основы действующего Приказа об учетной политике и нормы Положения о бухгалтерском учета РФ. Для обеспечения максимально возможной преемственности при кодировании первого сегмента  целесообразно использовать номера счетов, соответствующих Инструкции о применении плана счетов бухгалтерского учета РФ.

Предлагаемый  план счетов использует десятиразрядную систему, состоящую из трех независимых групп (сегментов). Во-первых, двух сегментах по три разряда, в третьем - четыре. Группы определяются следующим образом:

 

1-й           2-й           3-й     

XXX — XXX — XXXХ

 

  Аналитический код (субсчет), детализирующий                      информацию по соответствующему синтетическому счету.

  Код подразделения – центра ответственности (центр доходов или центр затрат).

Код синтетического бухгалтерского счета в соответствии с утвержденным в РФ  планом бухгалтерских счетов.

 

При вводе в систему бухгалтерской  проводки, бухгалтер должен классифицировать первичный документ по следующим принципам в порядке очередности:

1.     Установить тип операции и синтетические счета по дебету и кредиту в соответствии с принятыми в РФ правилами бухгалтерского учета.

2.     Установить подразделение (центр ответственности), к которому относятся данный тип операции.

3.     Классифицировать операцию по аналитическому признаку.

В любом случае при вводе проводки все три сегмента должны быть заполнены. В случае если операция не относится к какому-либо департаменту (подразделению) во втором сегменте используется код «000» (Вся гостиница»). Также код «0000» присваивается и третьему сегменту, если операция не требует аналитической расшифровки (тип счета не предусматривает субсчетов).

Подобный подход позволяет совместить бухгалтерский и управленческий учет в гостинице. Главный бухгалтер, как и прежде, работает с первым сегментом счета, который остается практически неизменным, тогда как на остальные сегменты делаются настройки генератора отчетов бэк-офиса, позволяющие получать необходимую управленческую отчетность в режиме on-line. Второй и третий сегменты счета используются также для реализации системы сквозного бюджетирования в гостинице.

Учитывая опыт ошибок, допускаемых, в частности управляющими компаниями при ведении оперативного управленческого учета USALI на базе автоматизированных систем, рекомендуется вменять в обязанности службы финансового контроля гостиницы регистрацию первичных документов, непосредственно связанных с возникновением доходов и расходов. Практически это реализуется в централизации документооборота расходной и доходной первичной документации через службу финансового контролера, где на самих документах проставляются шифры второго и третьего сегментов аналитического счета. Наличие подобной визы на документах является необходимым условием для бухгалтера на ввод проводки в систему. Такой подход позволяет избежать многочисленных ошибок, возникающих при делегировании полномочий классификации тех или иных аналитических статей работникам бухгалтерии.

Преимущество внедрения подобной системы управленческой отчетности заключается также в ее сквозном характере. Настроив ее один раз, потом на ее основе можно осуществлять и планирование и бюджетирование и оценку достигнутого. В ходе развития гостиницы данный стандарт не изменяется, а дополняется. Если появляются новые подразделения - вводятся новые центры ответственности, если появляются новые крупные статьи, они указываются отдельно.

Таким образом, система USALI позволяет получать текущую информацию по подразделениям и принимать оперативные решения управляющему персоналу.

 

Алексей Востриков,

Заместитель руководителя департамента информационных технологий по направлению гостиничного бизнеса