Санкт-Петербург

+7 812 600 91 00

office@mcd.spb.ru

Логистические структуры

Логистика (logistics) - это наука о планировании, контроле и управлении транспонированием, складированием и другими материальными и нематериальными операциями, совершаемыми в процессе доведения сырья, материалов и покупных изделий до производственного подразделения предприятия; управление материальными потоками при внутризаводской переработке сырья, материалов и полуфабрикатов, а также доведение готовой продукции до потребителя в соответствии с интересами и требованиями последнего, включая передачу, хранение и обработку соответствующей информации.

Логистика - управление всеми видами потоков (материальными, людскими, энергетическими, финансовыми и др.), существующими в экономических системах. Управление любым объектом подразумевает сначала принятие решения, а затем его реализацию. Для того чтобы принимать решения, необходимы определенные знания, для практической реализации принятых решений нужны конкретные действия. Исходя из этого, рассмотрим логистику, с одной стороны, как науку, а с другой стороны, как хозяйственную деятельность.

Логистика - стратегическое управление (менеджмент) закупкой, снабжением, перевозками и хранением материалов, деталей и готового инвентаря (техники и проч.). Понятие включает в себя также управление соответствующими потоками информации, а также финансовыми потоками.

Логистика направлена на оптимизацию издержек и рационализацию процесса производства, сбыта и сопутствующего сервиса как в рамках одного предприятия, так и для группы предприятий. В зависимости от специфики деятельности компании применяются различные логистические системы.

Логистическая система - совокупность действий участников логистической цепи (предприятий-производителей, транспортных, торговых организаций, магазинов, и пр.), построенных таким образом, чтобы выполнялись основные задачи логистики.

Термин имеет иноязычное происхождение, русский эквивалент - снабжение (аналогично, логист - снабженец).

По экономическому пониманию, логистика - наука об управлении материальными, финансовыми и информационными потоками на предприятии с целью их оптимизации и уменьшения издержек производства.

Логистические системы очень разнообразны по охвату деятельности предприятия (и по пониманию современного российского менеджмента). Для одних логистика это просто умение работать с базами данных, для других - снабженческая или складская деятельность. Но по своему назначению (а главное её назначение - уменьшение затрат при условии выполнения плановых заданий, а следовательно увеличение эффективности производственной деятельности) логистические системы должны охватывать практически все (кроме бухгалтерских, кадровых и т. п.) направления деятельности.

Понятие логистики включает в себя множество поддисциплин: закупочная, транспортная, складская, производственная, информационная логистика и другие.

В табл.1 дается перечень основных логистических функций и их примерное распределение между различными участниками логистического процесса. Каждая из этих функций представляет собой достаточно однородную (с точки зрения цели) совокупность действий.

Таблица 1. Основные логистические функции и их примерное распределение

Название логистической функции Участник логистического процесса
Склады готовой продукции предприятий-изготовителей Транспорт общего пользования, экспедиционная фирма Предприятия оптовой торговли, коммерческо-посреднические организации Логистика третьей стороны (3PL) Системные логистические операторы, интеграторы цепи поставок (4PL) Информационная, виртуальная платформа для управления логистическими процессами (5PL)
Транспортировка грузов Х Х Х Х Х
Управление складскими операциями Х Х Х Х Х
Определение объемов и направлений материальных потоков Х Х Х
Прогнозные оценки потребностей в перевозках Х Х Х Х
Развитие, размещение и организация складского хозяйства Х Х Х Х
Осуществление перевозки, а также всех необходимых операций в пути следования грузов к пунктам назначения Х Х Х Х
Цепочка поставок клиента единым поставщиком сервиса Х Х

Компании могут развивать собственные логистические подразделения, а могут привлекать транспортно-логистические организации для решения вопросов поставок, складирования и снабжения. В зависимости от уровня привлечения независимых компаний для решения бизнес-задач в логистике различают разные уровни: 1PL - от англ. «first-party logistics» - подход, при котором организация решает логистические вопросы самостоятельно; 3PL от англ. «third-party logistics» - подход, при котором полный комплекс логистических услуг от доставки и адресного хранения до управления заказами и отслеживания движения товаров передается на сторону транспортно-логистической организации. В функции такого 3PL-провайдера входит организация и управление перевозками, учет и управление запасами, подготовка импортно-экспортной и фрахтовой документации, складское хранение, обработка груза, доставка конечному потребителю.

Этапы формирования логистического аутсорсинга

Период 1970-1980 годов представлял собой время 1PL - логистики одной стороны, инсорсинга. Все задачи логистического сервиса решались исключительно собственными службами и ресурсами владельца товара. Тогда же появились первые представители концепции 2РL - логистики второй стороны. Они предлагали традиционный набор услуг по транспортировке товаров и управлению простейшими складскими операциями.

Период 1980-1990 годов продемонстрировал потребителям логистических услуг первые ЗРL-компании, выделявшиеся на фоне 2РL-фирм расширенным сервисным спектром со значительной добавленной стоимостью и возможностями привлечения субподрядчиков. На рынке сосуществовали инсорсинг, традиционная логистика и аутсорсинг, быстро завоевавший серьезные коммерческие позиции.

В период 1990-2000 годов к рыночному логистическому портфелю добавилась концепция еще более комплексного аутсорсинга, получившая название 4РL. На рубеже XXI века клиентам начала предлагаться концепция интернет-логистики, получившая название 5РL - логистика пятой стороны. Критерий выделения ее среди других - использование Интернета как единой виртуальной платформы для электронных средств информации.

Границы между тремя младшими по происхождению концепциями весьма условны, что свидетельствует об активном состоянии рынка логистического аутсорсинга. Но можно сказать, что качественные изменения для клиентов логистических операторов наступили именно с появлением ЗРL - провайдеров. Дальнейшее развитие аутсорсинга идет по пути глобализации его задач на базе именно этой концепции.

Таблица 2. Уровни логистики

PL-провайдер Характеристика Пример логистической компании
1PL-провайдер Решение задач компании собственными силами и с привлечением своих внутренних ресурсов. Таможенные брокеры, специализирующиеся исключительно на таможенном оформлении грузов.
2PL-провайдер Компании, которые предлагали своим клиентам некий простейший логистический аутсорсинг: транспортные услуги или несложные складские операции. Это компании - традиционные логистические посредники, исполняющие традиционные логистические функции.
3PL-провайдер Клиенту предлагают комплексное обслуживание. В качестве примера минимального применения 3PL-аутсорсинга можно привести такие компании, как IKEA и METRO. Транспортно-логистическая компания ЛогИнУрал на протяжении долгого времени является надежным 3PL-оператором и оказывает услуги по ответственному хранению и комплектованию товара, отгрузке со склада хранения и доставке на склад получателя, в том числе напрямую в розничные сети или их распределительные центры.
4PL-провайдер Компании выступают в роли интегратора цепи поставок. Концепция 4PL понимается как процесс управления всеми логистическими операциями во всей цепочке поставок клиента единым поставщиком сервиса. Возьмем для примера одну из крупнейших в мире логистических компаний - французкую компанию GEFCO. В России GEFCO создает необходимую инфраструктуру для обслуживания заводов по сборке автомобилей: построен складской комплекс в Москве, проектируется складской комплекс в Санкт-Петербурге, открыты площадки для хранения и предпродажной подготовки автомобилей, налажена специализированная ИТ-система, позволяющая отслеживать движение грузов в режиме реального времени, обучаются новые кадры и т.д.
5PL-провайдер Эта услуга заключается в использовании сети Интернет как единой виртуальной платформы для решения логистических задач.

Вот уже более 1 года участники рынка работают в «Новых экономических условиях» или же в ситуации мирового экономического кризиса. Безусловно, новые условия влияли на деятельность компаний из различных отраслей. Тем не менее, макроэкономические факторы, вызвавшие эти изменения одинаковы для всех участников рынка.

Одним из основных факторов, который повлиял на работу логистических компаний - значительное сокращение грузопотока.

Логистика компании есть интегрированный процесс, призванный содействовать созданию потребительской стоимости товара с наименьшими общими издержками. Когда вокруг все хорошо и компания обладает всеми необходимыми ресурсами, не требуется большого труда, чтобы достичь практически любого уровня сервиса и качества товара. А вот в условиях постоянной нехватки финансов логистическому департаменту фирмы нужно сделать все возможное, чтобы максимально сократить бюджет по логистике и не проиграть в качестве логистического сервиса.

Логистический сервис - это баланс между высококачественным обслуживанием потребителей и сопутствующими издержками, следовательно, чем-то придется жертвовать во имя выживания компании.

Кризис вынуждает сильные компании стать еще сильнее, а слабые - уступить место сильным. Выживут сильнейшие - те компании, у кого есть высококвалифицированные логистические кадры, которые смогут переосмыслить существующую на предприятии логистическую структуру и изменить бизнес-процессы.

Рынок консалтинговых услуг в логистике

В настоящий момент в России действует ряд как западных, так и отечественных фирм, оказывающих консалтинговые услуги торговым и производственным предприятиям самого разного уровня - от сетей ресторанов до нефтедобывающих компаний. Спектр предоставляемых ими услуг очень широк.

В частности, отечественные консалтинговые компании могут, как осуществлять разработку информационных систем для складов, так и проектировать региональные логистические транспортно-распределительные системы, интегрированные в федеральные и международные логистические системы.

Большинство действующих на рынке консалтинговых компаний оказывают услуги в логистике уже на протяжении нескольких лет, и на счету у них до нескольких десятков реализованных проектов. Время, которое специалисты затрачивают на реализацию таких проектов, составляет от нескольких дней до года и более.