Санкт-Петербург

+7 812 600 91 00

office@mcd.spb.ru

У каждого поколения должно быть право создавать шедевры

Интервью с генеральным директором холдинга МКД Юрием Воропаевым

Петербург готовит новую концепцию социально-экономического развития до 2020 года. Работу по подготовке документа ведет Комитет экономического развития, промышленной политики и торговли совместно с консалтинговым холдингом МКД. Основные положения проекта концепции были представлены и обсуждены на нескольких публичных площадках, включая форум «Будущий Петербург», организованный РБК daily. Хотя участники высказали целый ряд претензий к будущей концепции, большинство из них согласились с предложенным видением и стратегической целью. Генеральный директор холдинга МКД ЮРИЙ ВОРОПАЕВ рассказывает в интервью корреспонденту РБК daily ЕЛЕНЕ КРОМ об отличиях новой концепции и принципах развития города.

У каждого поколения должно быть право создавать шедевры

- Почему городу потребовалась новая концепция развития?

- Во-первых, прошлая петербургская концепция была написана раньше, чем концепция развития РФ, и они не вполне сочетались друг с другом. Во-вторых, городская концепция включала слишком много целей и задач и поэтому была практически нереализуемой. Она закрепляла планы развития всех сторон жизни Петербурга, включая те, на которые городское правительство не может влиять ни прямо, ни косвенно. Значительную часть задач должны были выполнить общество и бизнес, но они под этими планами, что называется, не подписывались. Инструменты согласования действий государственного и негосударственного секторов не разрабатывались и не закреплялись в документе. Сейчас решено включать в концепцию главным образом те планы, которые город способен реализовать самостоятельно, и дополнительно - те, на которые он заметно влияет. В этом случае можно контролировать исполнение поставленных задач.

- На какие стороны жизни Петербурга способна влиять городская власть?

- Власть любого города прежде всего предоставляет городские услуги собственными силами или посредством аутсорсеров. Например, во всех городах в сферу ответственности власти входят водоподача и водоочистка, но в Париже оказанием этих услуг занимаются частные предприятия, а в Петербурге - государственное. В любом случае, если вода будет подаваться с перебоями или ее нельзя станет пить, за это ответит город. Вторая группа обязанностей городской власти - выполнение безвозмездных функций, фискальных и надзорных. Это, в частности, надзор за безопасностью, экологией, здравоохранением. Третья группа - содействие в развитии городской инфраструктуры. Город может руководить строительством и содержанием инфраструктуры вплоть до каждого столба, общественного туалета и метра дороги, а может просто определить эффективные правила, действуя по которым бизнес обеспечит необходимый территории результат. И наконец, четвертая группа городских задач - создание стимулов по развитию деловой среды. Город обязан привлекать новую деловую активность и помогать уже существующей.

- В прошлой, пока еще действующей, концепции записано, что Петербург должен быть городом-портом, городом - промышленным центром, туристическим центром и так далее. В проекте нового документа функции и ключевые отрасли города не определены.

- Нет смысла обозначать функции. Часть из них очевидна - в силу географического положения Петербурга предприниматели будут развивать здесь портовый бизнес независимо от того, запишем мы это или нет. Вопрос только в том, где именно будут размещаться порты и какого они будут профиля. И другие транспортные услуги будут развиваться - как внешние, так и внутренние. Пять миллионов человек не могут ходить пешком. Что касается неочевидных функций - промышленный центр или сервисный, автомобилестроение или нанотехнологии, то бесполезно указывать предпринимателям, каким бизнесом им заниматься. Бизнес - как вода на столе: течет в отверстия, создаваемые жизнью. Завтра появится принципиально новая технология и возникнут новые отрасли, а старые умрут. Стимулировать деловую активность - вот что важно.

-Как сформировалась стратегическая цель - привлечение человеческого капитала?

- Мы изучили стратегии городов разных стран, от Малайзии и Океании до западноевропейских государств. И обнаружили, что все стратегии - принципиально разные, единого подхода к их созданию не существует. Но в то же время каждый современный мегаполис высказал свою позицию в отношении человеческого капитала. Петербургу такая позиция особенно необходима, потому что мы - четвертая по численности населения конгломерация в Европе после Москвы, Лондона и Парижа. Каждый человек является ресурсом, создающим те или иные способности города к развитию. Город рабочих формирует одни способности, город ученых - другие. Наши предки построили город-шедевр. И наше население должно быть способным продолжить жизнь Петербурга как шедевра.

- Что это значит - развивать школу реставрации?

- Не только и не столько. Есть стратегические цели, а есть стратегические принципы. Я считаю, что первый принцип развития Петербурга должен заключаться в следующем: каждое поколение имеет право создавать шедевры. Города принципиально меняются - с точки зрения качества жизни, структуры бизнеса, услуг, культурной среды и архитектуры - каждые 25 лет, потому что таков период смены поколений. Ценности и вкусы нового поколения - неизбежно другие, чем предыдущего, соответственно, и шедевры - другие, непривычные. В Петербурге несколько поколений прошло без шедевров. Наши прадеды их создавали, а отцы - нет, создадим ли мы, пока непонятно. Но сыновья и внуки точно должны получить право реализовать себя - не только продекларированное, но и закрепленное устойчивой практикой или, как говорят, деловым обыкновением. Нужно соответствующим образом строить систему конкурсов, экспертизы, формирования градостроительного совета и других институтов.

- Непривычные новые шедевры - это высотная архитектура?

- Думаю, что в том числе. Бизнесмены выкупали места в ДеФансе под давлением со стороны властей, этот проект шел тяжело, но зато Париж получил новую ценность, созданную ныне живущим поколением. Другое дело, что парижане плохо относятся к высотной архитектуре в центре города, а лондонцы - хорошо. Они легко восприняли высотные здания в Сити, напротив Тауэра. И обновленный Сити смотрится, эти архитектурные решения интересны.

- Новая архитектура, как правило, появляется в новых деловых районах. Насколько целесообразно создавать такой район в Петербурге, при отсутствии дефицита офисных площадей?

- Избыток площадей никогда не является проблемой. Более того, мне, как потребителю, он необходим, потому что обеспечивает снижение затрат и широту выбора. У нас многие офисные центры - это слегка переделанные НИИ. Люди с удовольствием переедут в новые здания, с современной инфраструктурой, если ставки аренды станут разумными. Что касается концентрации деловой активности в одном районе, то она не обязательна. Вопрос создания локализованного делового центра Петербурга стоит рассматривать не с точки зрения интересов потребителя, а в контексте развития депрессивных территорий. Как правило, преобразовать такую территорию удается только за счет капиталоемких проектов, которые моментально поднимают цену земли, после чего начинается бурное развитие. Именно так поднимался лондонский Сити из портового района кокни.


Опубликовано РБК daily СПб, 27 октября 2010г.