Стратегия повышения энергоэффективности коммунальной инфраструктуры, как правило, базируется на программах модернизации и нового строительства. В то же время эти программы часто выступают объектом оптимизации затрат при секвестировании муниципальных бюджетов. Таким образом, жизненно важная коммунальная сфера из-за капиталоемкости и продолжительности инвестирования страдает в первую очередь.
В условиях ограниченности средств - и бюджетных, и собственных средств организаций коммунального комплекса (ОКК) - для реализации программ развития целесообразно применять комплексный подход к их финансированию с учетом возможных ограничений по источникам и объемам финансирования, а также использовать различные инструменты при формировании тарифов.
Коммунальная отрасль, с точки зрения оценки инвестиционной привлекательности, имеет следующие специфические особенности:
Выбор источников финансирования планов развития ОКК определяется рядом условий, в их числе:
Источниками финансирования производственных и инвестиционных программ ОКК могут быть:
Все мероприятия по развитию СКИ жны быть классифицированы для отнесения их к производственной или инвестиционной программе и, соответственно, определения источников средств, необходимых для их реализации. Возможные источники финансирования (на примере СКИ средних и малых городов) обобщены в табл. 1, нормативной базой для формирования которой являются Федеральный закон «Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса» № 210-ФЗ от 30 декабря 2004 г. и Методические рекомендации по разработке инвестиционных программ организаций коммунального комплекса, утвержденные приказом Министерства регионального развития РФ от 10 октября 2007 г. № 99.
Таблица 1. Сравнительная характеристика источников финансирования и источников обеспечения финансовых потребностей при реализации программ ОКК. |
||
Направления финансирования | Источники финансирования (поступающие средства) | Источники обеспечения финансовых потребностей |
Производственная программа/Реконструкция, капитальный и текущий ремонт, в том числе улучшение качества, повышение эффективности, ресурсосберегающие мероприятия | Собственные средства:
|
|
Инвестиционная программа/Модернизация и строительство, в том числе мероприятия, направленные на повышение качества услуг и улучшение экологической ситуации на территории муниципального образования. Мероприятия, не связанные с увеличением мощности и (или) пропускной способности соответствующей системы коммунальной инфраструктуры | Собственные средства:
|
Текущие платежи потребителей за услуги в части инвестиционной надбавки к тарифу |
Инвестиционная программа/Строительство новых объектов СКИ, в том числе мероприятия, направленные на подключение строящихся (реконструируемых) объектов, связанные с увеличением мощности и (или) пропускной способности. Если мероприятие обеспечивает одновременное достижение целей повышения качества, улучшение экологической ситуации и подключение строящихся (реконструируемых) объектов, распределение финансовых потребностей между нвестиционными проектами рекомендуется осуществлять пропорционально размеру планируемой для использования мощности. | Бюджетные средства:
|
Плата за подключение вновь создаваемых (реконструируемых) объектов недвижимости к СКИ. При определении финансовых потребностей, финансируемых за счет надбавок к тарифам и тарифов на подключение, не учитываются расходы, осуществляемые за счет средств бюджетов. |
Председатель Правительства В.В. Путин подчеркнул, что тарифная политика должна обеспечивать инвестиционную привлекательность инфраструктуры отрасли, стимулировать повышение надежности и качества услуг, энергосбережение и применение наиболее эффективных технологических решений (В.В. Путин. Выступление на заседании Правительства Российской Федерации 17 декабря 2009 г.). Для выполнения этих задач в настоящее время осуществляется постепенный переход на долгосрочные тарифы в коммунальной отрасли. Формально установить долгосрочный тариф на услуги ОКК (на период более 1 года) возможно и сейчас. Для этого требуется разработать производственную программу на срок, соответствующий предполагаемому периоду действия тарифа (Федеральный закон «Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса» № 210-ФЗ от 30 декабря 2004 г.).
С 2008 г. происходит переход к регулированию тарифов на услуги по передаче электрической энергии с использованием метода доходности инвестированного капитала (RAB). Приказом ФСТ России от 26.06.2008 № 231э утверждены Методические указания по регулированию тарифов с применением метода доходности инвестированного капитала (далее - Методические указания) для использования в электроэнергетике.
Государственное регулирование тарифов на тепловую энергию, отпускаемую производителями, и услуги по передаче тепловой энергии с 1 января 2012 г. будет осуществляться только в форме установления долгосрочных тарифов на основе долгосрочных параметров регулирования деятельности, в том числе с применением метода доходности инвестированного капитала (ст. 23 Закона «Об электроэнергетике» № 35-ФЗ от 26 марта 2003 г.).
Возможность применения метода доходности капитала в сфере водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод, утилизации твердых бытовых отходов в конце 2009 г. законодательно закреплена в законах «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» № 261-ФЗ от 23 ноября 2009 г. (ст. 25) и «Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса» № 210-ФЗ от 30 декабря 2004 г. (ст. 8).
В табл. 2 приведена сравнительная характеристика методов регулирования тарифов на услуги в сфере теплоснабжения, водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод, утилизации твердых бытовых отходов (Федеральный закон «Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса» № 210-ФЗ от 30 декабря 2004 г.).
В настоящее время износ сетей и сооружений составляет около 65 %, количество нуждающихся в заменее сетей - около 40 %. Если в ближайшее время не начать обновление основных фондов, то через несколько лет эти показатели достигнут критической отметки. Следовательно, большинство инвестиционных программ в коммунальной отрасли необходимо реализовать в ближайшие 3-5 лет, для чего требуются одномоментные и значительные затраты.
При действующем порядке ценообразования на услуги ЖКХ (в соответствии с Федеральным законом «Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса» № 210-ФЗ от 30 декабря 2004 г. и Постановлением Правительства РФ «Об основах ценообразования и порядке регулирования тарифов, надбавок и предельных индексов в сфере деятельности организаций коммунального комплекса» от 14 июля 2008 г, № 520) финансирование инвестиционных потребностей предприятий отрасли из тарифов возможно только при условии их скачкообразного роста (за счет инвестиционной надбавки). Необходимо учитывать, что инвестиционная надбавка действует не в течение периода окупаемости инвестиционной программы, а только во время ее непосредственной реализации (п. 4 ст. 13 Федерального закона «Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса» № 210-ФЗ от 30 декабря 2004 г.).
Метод экономически обоснованной доходности инвестированного капитала (метод RAB), в отличие от действующего порядка ценообразования, гарантирует инвестору возврат всей суммы вложенных средств в течение установленного срока возврата инвестиционного капитала.
Основные различия между действующей методикой тарифообразования на услуги ЖКХ и Методом RAB приведены в табл. 3 (Приказ Федеральной службы по тарифам РФ «Методические указания по регулированию тарифов с применением метода доходности инвестированного капитала» № 231-э от 26 июня 2008 г.; Постановление Правительства РФ «Об основах ценообразования и порядке регулирования тарифов, надбавок и предельных индексов в сфере деятельности организаций коммунального комплекса» от 14 июля 2008 г. № 520; Трегубова Е.А. Применение Метода RAB при регулировании тарифов на услуги ЖКХ//ЖКХ: журнал руководителя и главного бухгалтера, 2009, №10).
Таблица 2. Сравнительная характеристика методов регулирования тарифов. |
|||
Метод регулирования тарифов | Тип программы и период действия тарифов и надбавок | ||
Тариф ОКК | Надбавка к тарифу ОКК | Тариф на подключение ОКК | |
Установление фиксированных тарифов | |||
(экономически обоснованные расходы +рентабельность) ЭОТ |
Для производственной программы на срок не менее 1 года. Срок тарифа должен соответствовать сроку реализации производственной программы | Для инвестиционной программы на срок не менее 3 лет. Срок надбавки тарифа на подключение должен соответствовать срокам реализации инвестиционной программы (этапов инвестиционной программы) | |
Индексация установленных тарифов (индексы, отражающие изменения повий деятельности) |
|||
Установление предельных тарифов (динамика предыдущей деятельности, аналогичные компании) |
Для производственной программы на срок не менее 3 лет. Тариф устанавливается отдельно на каждый год в течение периода регулирования | ||
Установление тарифов на основе долгосрочных параметров Тариф с применением нормы доходности инвестированного капитала (RAB-тариф) |
Для производственной, инвестиционной программы (и/или за счет тарифа на подключение) на срок 3 года, далее 5 лет, далее на установленный срок | Для инвестиционной программы не устанавливается, так как включена в тариф | Для инвестиционной программы (и/или за счет тарифа) на срок 3-5 лет |
Таблица 3. Сравнительный анализ действующей методики тарифообразования на услуги ЖКХ и метода RAB. |
||
Характеристики | Действующая методика тарифообразования | Метод RAB (в соответствии с Методическими указаниями) |
Обеспечение финансовых потребностей для инвестиционной программы | Инвестиционная надбавка. Плата за подключение |
Тарифы и (или) плата за подключение |
Период действия тарифов | Не может быть менее года и должен соответствовать сроку реализации производственной программы ОКК. Период действия надбавок к тарифам не может быть менее трех лет и должен соответствовать срокам реализации их инвестиционных программ/этапов |
Тарифы устанавливаются на долгосрочный период, составляющий 5 лет (не менее 3 лет при первом применении метода RAB), отдельно на каждый финансовый год |
Источник возмещения расходов на капитальные вложения | Средства, поступающие от оказания услуг по тарифам (по производственной программе). Инвестиционная надбавка, плата за подключение (по инвестиционной программе) |
В тарифах учитывается возврат инвестированного капитала, определяемый на основании:
|
Обеспечение необходимого уровня доходности | В тарифах учитываются планируемые расходы из прибыли, определяемые на основании анализа представленных обосновывающих документов | В тарифах учитывается доход на инвестированный капитал, определяемый исходя из установленных на долгосрочный период суммы инвестированного капитала и ставки доходности |
Состав расходов, учитываемых в выручке, принимаемой для расчета тарифов на услуги | В выручке, принимаемой для расчета тарифов, учитываются:
|
В выручке, принимаемой для расчета тарифов, учитываются:
Инвестиционные расходы включаются не непосредственно в выручку, а в базу инвестированного капитала. |
Порядок оценки расходов по регулируемой деятельности на период регулирования | Расходы определяются исходя из финансовой потребности на реализацию производственной программы на основании представленных обосновывающих документов, с учетом ожидаемых расходов в предыдущем периоде и прогнозируемого уровня инфляции. Включается весь комплекс расходов, связанных с проведением мероприятий инвестиционной программы (непрозрачный механизм) |
При установлении долгосрочных тарифов расходы определяются с учетом:
|
Учет в тарифах экономии расходов | Выгода от экономии расходов остается в распоряжении ОКК в течение периода действия тарифов, который не может быть менее года | Выгода от экономии расходов остается в распоряжении ОКК на протяжении 5 лет после ее достижения. По прошествии 5 лет тариф для компании на сэкономленную величину снижается. |
Амортизация (метод RAB - возврат капитала) | Определяется на основе бухгалтерского учета | Регуляторный учет активов (оценка стоимости первоначального капитала и вводимые в действие в результате реализации инвестпрограмм) |
Прибыль | Экономически обоснованная величина прибыли (непрозрачный механизм) | Фиксированная доходность на инвестированный капитал |
Изменение тарифов | Досрочный пересмотр тарифов и надбавок может производиться не чаще одного раза в год, за исключением наличия предписания органу регулирования и решения суда | Тарифы, установленные на очередной финансовый год, ежегодно корректируются в соответствии с влиянием макроэкономических факторов. Тарифы подлежат изменению при недостижении показателей надежности и качества. |
Таблица 4. Эффекты от введения RAB-метода регулирования тарифа. |
|||
Для инвесторов | Для потребителей | Для поставщиков услуг | Для региональных властей |
|
|
|
|
Эффекты от внедрения метода RAB для различных категорий заинтересованных лиц приведены в табл. 4 (Иванова О., Клочкова Н., Котиков К. Модель RAB как фактор повышения стоимости компаний//ЭнергоРынок, 2008, № 1 б; Трачук А.В. Методы стимулирования инвестиций в инфраструктурные проекты (на примере злектроэнергетики)//Проблемы современной экономики, 2009, № 4).
Составляющие необходимой валовой ручки (НВВ) при расчете тарифов по етодам «Затраты+» и RAB приведены на рис.1.
Рис.1.
Основные составляющие необходимой валовой выручки (НВВ) при расчете тарифов по методам «Затраты+» и RAB.
Основными преимуществами Метода 1 перед действующей методикой тарифообразования являются:
Необходимые условия для применения в коммунальном секторе RAB-метода регулирования тарифов:
Внедрение метода RAB в ЖКХ связано для коммунальных компаний с рядом рисков, в числе которых:
Для реализации стратегии повышения энергоэффективности и модернизации коммунальной инфраструктуры требуются масштабные и долгосрочные вложения. Минимизация бюджетного финансирования в соответствии с Концепцией развития ЖКХ до 2020 г. делает востребованной разработку схем финансирования (одной из таких схем потенциально может быть реализация инвестиционно-строительных проектов на принципах государственно-частного партнерства (ГЧП) и методики тарифообразования, обеспечивающих достижение стратегических целей.
В условиях дефицита свободных средств у собственников и операторов коммунальных компаний для реализации инвестиционных программ развития прогнозируется расширение применения методики расчета тарифов на основе долгосрочных параметров, в том числе с использованием нормы доходности инвестированного капитала. Это позволит привлечь недорогие долгосрочные заемные ресурсы.
Для применения методики RAB для расчета тарифов на водоснабжение, водоотведение и сбор бытовых отходов требуется внесение изменений в существующую нормативную базу в отношении порядка возврата инвестиций и учета доходов на инвестированный капитал, состава учитываемых в тарифе расходов и ряда других аспектов.