Санкт-Петербург

+7 812 600 91 00

office@mcd.spb.ru

Рынок услуг водоснабжения и водоотведения в России

Реформирование жилищно-коммунальной отрасли является одной из стратегических задач развития российской экономики. Государственная политика в отрасли предусматривает, наряду с сохранением регулирования тарифов на коммунальные услуги постепенную ликвидацию монопольного положения государства на этом рынке, развитие конкуренции.

Несмотря на требование законодательства1 о соблюдении организациями коммунального комплекса, начиная с 2009 г., стандартов раскрытия информации и обеспечении свободного доступа к информации об основных показателях финансовохозяйственной деятельности, об инвестиционных и о производственных программах, большинство операторов рынка коммунальных услуг и водоканалов не имеют собственных сайтов, не публикуют отчетность.

Систематизированной информации о рынке не хватает, его профессиональным анализом занимаются «для себя» только несколько участников рынка - федеральные частные операторы, профессиональные ассоциации.

Проведенное исследование рынка водоснабжения и водоотведения (ВиВ) и работы крупных предприятий и интегрированных структур ставило целью систематизировать доступную информацию о рынке, провести оценку текущего состояния (объем рынка, участники рынка, инфраструктура, тарифы и стоимость услуг).

Информационной базой исследования являлись данные интернет-сайтов и отчетность водоканалов и интегрированных водоснабжающих структур, Росстата, публикации в профильных СМИ. В связи с непрозрачностью рынка и закрытостью большинства его участников, приведенные в отчете данные не могут приниматься как абсолютно точные и достоверные.

1. Состояние отрасли водоснабжения и водоотведения

Острой проблемой коммунальной отрасли, как для производителей, так и для потребителей, остается низкое качество услуг, обусловленное старением инфраструктуры.

Вследствие значительного износа основных фондов потери воды составляют в среднем по России 23% в год, а в некоторых городах достигают 40%; аварийность достигает 5-6 аварий в год на 1 км сетей.

Износ сетей и сооружений водно-канализационного хозяйства составляет 60-70%, а в отдельных регионах - более 80% (по данным Минрегионразвития).

Количество нуждающихся в замене сетей составляет для водоснабжения 42%, для канализации 35% от общего протяжения и растет опережающими темпами по сравнению с увеличением протяженности сетей2.

Рис.1. Количество водопроводных и канализационных сетей, нуждающихся в замене

Ежегодно заменяется менее 1,5% водопроводных и 0,5% канализационных сетей.

Общий объем средств, необходимый для модернизации всей системы ВКХ России, составляет 15 трлн. рублей до 2020 г, в то время как ежегодно вкладывается менее 1,5% от этой суммы - 15 млрд. рублей в год (по оценке Минрегионразвития).

2. Участники и объем рынка водоснабжения и водоотведения

На территории России действуют более 4000 организаций, оказывающих услуги водоснабжения и водоотведения. Большинство из них являются муниципальными унитарными предприятиями - 84%. Среди частных компаний 62% приходится на долю трех федеральных операторов: Группу компаний «Росводоканал» (РВК), Группу компаний «Российские коммунальные системы» (РКС), ОАО «Евразийский» (Евразийское водное партнерство - ЕВП). Структура рынка приведена на рис.2.

Структура управления водоканалов России Структура рынка частных операторов по охвату населения

Рис.2. Структура рынка управления водоканалами

Характеристики и стратегии развития частных операторов приведены в Таблицах 1, 2.

Таблица 1. Характеристики частных федеральных операторов рынка ЖКУ по итогам 2008 года (на 01.01.2009)

ОАО «Российские коммунальные системы» ОАО «Росводоканал» ОАО «Евразийский»
Год образования весна 2003 г. 2003 г. Правопреемник треста «Росводоканалналадка» (образ. в 1949 г.) 1994 г.
Собственники 100% акций - «КЭС-Холдинг» (ГК «Ренова) «Альфа Групп» (90%),
Deutsche Bank (10%)
«Внешэкономбанк»
Регионы присутствия 9 регионов, 150 муниципальных образований: в Алтайском и Пермском краях, Амурской, Брянской, Владимирской, Кировской, Тамбовской, Тверской областях, Республике Карелия
7 городов: Благовещенск, Петрозаводск, Тамбов, Киров, Пермь, Березники, Краснокамск - ВиК
8 регионов: Барнаул, Калуга и Калужская область, Краснодар и Краснодарский край, Омск, Оренбург, Тверь, Тюмень, Луганская область Украины
7 городов России: Барнаул, Калуга, Краснодар, Омск, Оренбург, Тверь, Тюмень
2 региона - Ростов-на-Дону и юго-запад Ростовской области, Сочи и города Азово-Черноморского побережья (6 городов и 140 поселков, в т.ч. г.Аксай, г.Батайск)
Виды деятельности теплоснабжение - 47%,
электроснабжение - 33%
водоснабжение и водоотведение3 - 20%
инжиниринговые услуги,
технологический и энергетический аудит и консалтинг
водоснабжение и водоотведение водоснабжение и водоотведение
энергоснабжение
страхование, инвестпланирование
Выручка 23,696 млрд. руб. совокупно около 4,25 млрд. руб. по ВиК 10,751 млрд. руб. без НДС 9,9 млрд.руб.
Чистая прибыль 319 млн. руб. 497 млн. руб. Н.д.
Численность обслуживаемого населения около 4,5 млн.чел., более 2,8 млн. физ.лиц напрямую, 37 тыс. договоров с юр. лицами более 2 млн. потребителей по ВиК 6,1 млн. чел., в России 4,6 млн. чел. около 33 тыс. бюджетных и коммерческих организаций Более 3 млн. чел.
Объем реализуемых инвестпрограмм 4,5 млрд.руб. за 2003-2008 гг. 23,8 млрд.руб. Более 40 млрд.руб. + программа «Чистый Дон»
Общий объем производства воды водоснабжение - 361 млн.куб.м; водоотведение - 351 млн.куб.м 846 млн.куб.м водоснабжение - 120 млн.куб.м; водоотведение - 88 млн.куб.м

Таблица 2. Стратегия развития федеральных операторов в ЖКХ

Показатель РКС к 2014 г. Росводоканал к 2012 г. Еврайзийский к 2020 г.
Количество городов/регионов присутствия расширение присутствия в регионах до 15-20 (города более 1 млн.чел. и от 200 тыс.чел.), присоединение новых МО 10-15 - города-миллионники (в РФ - 12, в странах СНГ - 9) и города с населением от 500 до 1000 тыс.чел. 7-10 долгосрочных контрактов в городах РФ, Казахстан и Украина
Численность обслуживаемого населения 12-13 млн.человек 10-15 млн.чел. в России и странах ближнего зарубежья более 7 млн.чел.
Годовой оборот до 95 млрд.руб. свыше 24 млрд.руб. 1220 млн. куб.м 400 млн.долларов
Инвестиции до 25 млрд.руб. на 2009-2014 гг. свыше 39,9 млрд.руб. + инжиниринг в ВКХ около 40 млрд.руб. на 2007-2026 гг.

В основе реализуемых бизнес-проектов федеральными частными операторами лежит принцип государственно-частного партнерства.

Деятельность иностранных операторов на рынке ВиВ в России носит ограниченный характер, но имеет тенденцию к росту.

Выручка организаций, предоставляющих услуги ВиВ, составляет в совокупности по водоснабжению 127,1 млрд.руб. и по водоотведению, 98,2 млрд.руб., имея неравномерное распределение по федеральным округам (см. Рис.3).

Рис.3. Выручка организаций, предоставляющих услуги водоснабжения и водоотведения, по федеральным округам (млрд.руб.)

3. Характеристики водоканалов крупных городов

Наиболее крупными игроками рынка, помимо упомянутых федеральных операторов, являются водоканалы крупных городов. Показатели их деятельности приводятся в Таблице 3.

Таблица 3. Показатели деятельности водоканалов крупных городов России

Наименование организации Город Население города, чел. Выручка, тыс.руб. Объем реализации по водоснабжению, тыс.куб.м Протяженность сетей водоснабжения, км Объем реализации по водоотведению, тыс.куб.м Протяженность сетей водоотведения, км Тариф Водоснабжение, руб. за 1 куб.м Тариф Водоотведение, руб. за 1 куб.м Численность персонала общая, чел.
МГУП «Мосводоканал» Москва 10 126 424 27 663 000 1 537 000 11 000,0 1 523 000 11 000,0 10,00 9,05 3 150
ГУП «Водоканал Санкт-Петербурга» Санкт-Петербург 4 661 219 16 720 000 703 500 6 391,2 794 900 7 936,4 7,58 7,58 7 882
ОАО «Нижегородский водоканал» Нижний Новгород 1 311 252 2 356 200 166 400 1 854,9 217 600 1 392,6 15,88 6,94 3 300
ООО «Омскводоканал» Омск 1 134 016 2 579 687 292 000 1 629,6 146 000 1 126,0 8,36 6,67 2 000
ООО «ПО Водоканал г.Ростова-на-Дону» Ростов-на-Дону 1 068 267 2 267 097 198 560 2 417,0 88 000 1 189,0 8,20 5,47 2 131
МУП «Уфаводоканал» Уфа 1 042 437 1 377 500 117 926 1 614,4 107 663 903,3 9,83 7,48 3 555
«НОВОГОР-Прикамье» (Пермский филиал) Пермь 1 001 653 1 880 000 98 563 1 160,0 116 207 1 087,0 12,57 8,03 2 875
Росводоканал 4 612 000 10 751 000 764 290 15 122,7 764 290 7 449,7 15 000
РКС водоканалы 2 473 270 4 250 103 360 985 4 200 351 495 3 200 10 602

Объем поставленной и отведенной воды на 1 жителя в столичных водоканалах примерно одинаков и составляет 150 куб.м в год.

Показатели выручки на 1 потребителя у крупнейших водоканалов находятся в диапазоне 2-3 тыс.руб. в год, большие значения имеют в двух столицах. Выручка на 1 работающего также выше в столичных водоканалах, что объясняется использованием современных систем АСУТП, эффективного оборудования и методов управления.

Масштаб деятельности крупнейших водоканалов и федеральных частных операторов ВиВ наглядно представлен на рис.4.

Рис.4. Выручка крупных водоканалов и федеральных операторов (размер круга пропорционален выручке в млн.руб.)

Сетевым игрокам принадлежит не более 10% рынка. Водоканалы двух столиц занимают немногим более 20% рынка: 7% Водоканал Санкт-Петербурга, 14% Мосводоканал.

Даже совокупные показатели деятельности двух крупнейших частных российских операторов РКС и РВК уступают показателям двух столичных водоканалов, что свидетельствует о малой концентрации рынка услуг ВиК.

4. Структура потребления и стоимость услуг водоснабжения и водоотведения

Основным потребителем услуг ВиВ является население, на которое приходится 65-80% объема производства (в зависимости от предприятия).

Рис.5. Структура потребления услуг водоснабжения и водоотведения

Отпуск воды населению снижается вследствие расширения распространения приборного учета и наметившейся тенденции к экономии ресурсов пользователями из-за значительного повышения стоимости ЖКУ за 2002-2008 гг., а также за счет увеличения числа индивидуальных источников водоснабжения.

Рис.6. Объем отпуска и пропуска воды для населения

Несмотря на рост доли охвата населения приборами учета (составляет по итогам 2008 г. в отпуске холодной воды - 72,1%) основным расчетным показателем между управляющими организациями и ресурсоснабжающими предприятиями все еще остаются нормативы потребления, что является резервом экономии ресурсов и, следовательно, снижения потребления4.

Рис.7. Доля объема отпуска воды, счета за который выставлены по показаниям приборов учета, %

В ходе реформирования отрасли ЖКХ структура и объем финансирования отрасли принципиально изменились, большая часть нагрузки по государственной поддержке ЖКХ перенесена на региональные и местные бюджеты.

В условиях снижения государственной поддержки отрасли, постепенной ликвидации перекрестного субсидирования, перехода к полному возмещению населением стоимости жилищно-коммунальных услуг рост тарифов на ЖКУ опережал темпы инфляции (в 2003-2005 гг. на 20-25%, в 2006 г на 10%, в 2007-2008 гг. на 3%).

Рис.8. Индексы тарифов на коммунальные услуги

Рис.9. Стоимость коммунальных услуг

За 2002-2008 гг. уровень возмещения населением стоимости услуг водоснабжения и водоотведения, покрываемых тарифом, вырос до 91-93%, возмещения стоимости коммунальных услуг - до 89% в среднем по России. В 2008 году наибольший показатель возмещения в Южном федеральном округе - 95%, наименьший 71% - в Дальневосточном, в Москве - 86%.

Несмотря на увеличение стоимости ЖКУ, выросла собираемость платежей с населения на 5% за период 2002-2008 гг. за счет передачи функций по сбору платежей специализированным агентам - расчетнокассовым центрам, услуги которых оплачиваются пропорционально собранным платежам.

Нагрузка на потребительскую корзину населения от оплаты услуг водоснабжения и канализации незначительно снизилась вследствие опережающего повышения доходов населения и составляет 3,2%. Темп ее снижения ниже, чем у ЖКУ в совокупности за счет более быстрого роста тарифа и уровня возмещения на воду.

Рис.10. Удельный вес расходов на оплату коммунальных услуг в потребительских расходах, %

Резкий рост тарифов на ЖКУ за 2002-2008 гг., а следовательно, и объема платежей населения, обеспечил приток дополнительных доходов в ЖКХ в объеме примерно в 250 млрд.руб. Несмотря на это, накопившееся бюджетное недофинансирование отрасли привело к моральному и физическому старению и аварийности объектов и систем водоснабжения и водоотведения. Как следствие, ухудшилось качество предоставляемых водоканалами услуг: качества воды, стабильности снабжения.

На фоне быстрого роста цен на топливо, электроэнергию, оборудование, собственные средства предприятий ЖКХ не компенсируют возросшие потребности в финансировании инвестиций в реконструкцию и обновление основных фондов. Предприятия вынуждены проводить сбалансированную по источникам финансирования политику развития, включая бюджетную поддержку и внебюджетные инвестиции.

5. Основные тенденции развития отрасли водоснабжения и водоотведения

Государственная политика реформирования и экономическая ситуация определяют ключевые факторы, влияющие на развитие отрасли в 2010-2015 гг.:

  • Сохранение государственного регулирования тарифов на водоснабжение и водоотведение для населения, установление предельных индексов тарифов.
  • Сохранение темпов роста тарифов, превышающих инфляцию, для перехода к полному возмещению населением затрат по экономически обоснован-ным тарифам при одновременной социальной поддержке малоимущих граждан.
  • Снижение потребления населением вследствие экономии ресурсов, перехода от оплаты коммунальных услуг «по нормативу» к оплате «по факту» на основании показаний приборов учета.
  • Снижение собираемости платежей с населения вследствие снижения доходов, обусловленного нестабильной экономической ситуацией.
  • Введение двухставочных тарифов на воду за мощность и объем, переход на долгосрочные тарифы (на 3-5 лет).
  • Введение тарифов, рассчитываемых по методу доходности инвестированного капитала, гарантирующих получение прибыли инвестором.
  • Уменьшение бюджетного финансирования наряду с наращиванием инвестиций частных операторов в долгосрочные проекты строительства и модернизации инфраструктуры.
  • Введение требований по энергосбережению и повышению энергетической и экологической эффективности в теплоснабжении и системе коммунальной инфраструктуры, принципов технического регулирования отрасли.

На основании перечисленных факторов, влияющих на развитие отрасли, можно предположить, что рынок коммунальных услуг будет иметь стабильную положительную динамику в среднесрочной перспективе.

Развитие рынку обеспечит рост тарифов на услуги ЖКХ и привлечение частных операторов и инвестиций в отрасль, несмотря на прогнозируемый рост дебиторской задолженности и незначительное сокращение выручки вследствие снижения потребления и собираемости платежей.

Потенциальная инвестиционная привлекательность рынка коммунальных услуг базируется на практически гарантированном сбыте услуг и возможности значительного сокращения издержек.

1 Ст. 3 и 3.1. Федерального закона от 30 декабря 2004 г. N 210-ФЗ «Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса»

2 Платное обслуживание населения в России, 2008 г. Статистический сборник, Росстат.

3 Водоснабжение и водоотведение - подъем, очистка, транспорт и сбыт воды, прием и очистка стоков.

4Доклад Министра регионального развития РФ В.Ф.Басаргина на Х Всероссийском форуме ЖКХ 16 марта 2009г. http://www.minregion.ru