Реформирование жилищно-коммунальной отрасли является одной из стратегических задач развития российской экономики. Государственная политика в отрасли предусматривает, наряду с сохранением регулирования тарифов на коммунальные услуги постепенную ликвидацию монопольного положения государства на этом рынке, развитие конкуренции.
Несмотря на требование законодательства1 о соблюдении организациями коммунального комплекса, начиная с 2009 г., стандартов раскрытия информации и обеспечении свободного доступа к информации об основных показателях финансовохозяйственной деятельности, об инвестиционных и о производственных программах, большинство операторов рынка коммунальных услуг и водоканалов не имеют собственных сайтов, не публикуют отчетность.
Систематизированной информации о рынке не хватает, его профессиональным анализом занимаются «для себя» только несколько участников рынка - федеральные частные операторы, профессиональные ассоциации.
Проведенное исследование рынка водоснабжения и водоотведения (ВиВ) и работы крупных предприятий и интегрированных структур ставило целью систематизировать доступную информацию о рынке, провести оценку текущего состояния (объем рынка, участники рынка, инфраструктура, тарифы и стоимость услуг).
Информационной базой исследования являлись данные интернет-сайтов и отчетность водоканалов и интегрированных водоснабжающих структур, Росстата, публикации в профильных СМИ. В связи с непрозрачностью рынка и закрытостью большинства его участников, приведенные в отчете данные не могут приниматься как абсолютно точные и достоверные.
Острой проблемой коммунальной отрасли, как для производителей, так и для потребителей, остается низкое качество услуг, обусловленное старением инфраструктуры.
Вследствие значительного износа основных фондов потери воды составляют в среднем по России 23% в год, а в некоторых городах достигают 40%; аварийность достигает 5-6 аварий в год на 1 км сетей.
Износ сетей и сооружений водно-канализационного хозяйства составляет 60-70%, а в отдельных регионах - более 80% (по данным Минрегионразвития).
Количество нуждающихся в замене сетей составляет для водоснабжения 42%, для канализации 35% от общего протяжения и растет опережающими темпами по сравнению с увеличением протяженности сетей2.
Рис.1. Количество водопроводных и канализационных сетей, нуждающихся в замене
Ежегодно заменяется менее 1,5% водопроводных и 0,5% канализационных сетей.
Общий объем средств, необходимый для модернизации всей системы ВКХ России, составляет 15 трлн. рублей до 2020 г, в то время как ежегодно вкладывается менее 1,5% от этой суммы - 15 млрд. рублей в год (по оценке Минрегионразвития).
На территории России действуют более 4000 организаций, оказывающих услуги водоснабжения и водоотведения. Большинство из них являются муниципальными унитарными предприятиями - 84%. Среди частных компаний 62% приходится на долю трех федеральных операторов: Группу компаний «Росводоканал» (РВК), Группу компаний «Российские коммунальные системы» (РКС), ОАО «Евразийский» (Евразийское водное партнерство - ЕВП). Структура рынка приведена на рис.2.
Структура управления водоканалов России | Структура рынка частных операторов по охвату населения |
Рис.2. Структура рынка управления водоканалами
Характеристики и стратегии развития частных операторов приведены в Таблицах 1, 2.
Таблица 1. Характеристики частных федеральных операторов рынка ЖКУ по итогам 2008 года (на 01.01.2009)
ОАО «Российские коммунальные системы» | ОАО «Росводоканал» | ОАО «Евразийский» | |
Год образования | весна 2003 г. | 2003 г. Правопреемник треста «Росводоканалналадка» (образ. в 1949 г.) | 1994 г. |
Собственники | 100% акций - «КЭС-Холдинг» (ГК «Ренова) | «Альфа Групп» (90%), Deutsche Bank (10%) |
«Внешэкономбанк» |
Регионы присутствия | 9 регионов, 150 муниципальных образований: в Алтайском и Пермском краях, Амурской, Брянской, Владимирской, Кировской, Тамбовской, Тверской областях, Республике Карелия 7 городов: Благовещенск, Петрозаводск, Тамбов, Киров, Пермь, Березники, Краснокамск - ВиК |
8 регионов: Барнаул, Калуга и Калужская область, Краснодар и Краснодарский край, Омск, Оренбург, Тверь, Тюмень, Луганская область Украины 7 городов России: Барнаул, Калуга, Краснодар, Омск, Оренбург, Тверь, Тюмень |
2 региона - Ростов-на-Дону и юго-запад Ростовской области, Сочи и города Азово-Черноморского побережья (6 городов и 140 поселков, в т.ч. г.Аксай, г.Батайск) |
Виды деятельности | теплоснабжение - 47%, электроснабжение - 33% водоснабжение и водоотведение3 - 20% инжиниринговые услуги, технологический и энергетический аудит и консалтинг |
водоснабжение и водоотведение | водоснабжение и водоотведение энергоснабжение страхование, инвестпланирование |
Выручка | 23,696 млрд. руб. совокупно около 4,25 млрд. руб. по ВиК | 10,751 млрд. руб. без НДС | 9,9 млрд.руб. |
Чистая прибыль | 319 млн. руб. | 497 млн. руб. | Н.д. |
Численность обслуживаемого населения | около 4,5 млн.чел., более 2,8 млн. физ.лиц напрямую, 37 тыс. договоров с юр. лицами более 2 млн. потребителей по ВиК | 6,1 млн. чел., в России 4,6 млн. чел. около 33 тыс. бюджетных и коммерческих организаций | Более 3 млн. чел. |
Объем реализуемых инвестпрограмм | 4,5 млрд.руб. за 2003-2008 гг. | 23,8 млрд.руб. | Более 40 млрд.руб. + программа «Чистый Дон» |
Общий объем производства воды | водоснабжение - 361 млн.куб.м; водоотведение - 351 млн.куб.м | 846 млн.куб.м | водоснабжение - 120 млн.куб.м; водоотведение - 88 млн.куб.м |
Таблица 2. Стратегия развития федеральных операторов в ЖКХ
Показатель | РКС к 2014 г. | Росводоканал к 2012 г. | Еврайзийский к 2020 г. |
Количество городов/регионов присутствия | расширение присутствия в регионах до 15-20 (города более 1 млн.чел. и от 200 тыс.чел.), присоединение новых МО | 10-15 - города-миллионники (в РФ - 12, в странах СНГ - 9) и города с населением от 500 до 1000 тыс.чел. | 7-10 долгосрочных контрактов в городах РФ, Казахстан и Украина |
Численность обслуживаемого населения | 12-13 млн.человек | 10-15 млн.чел. в России и странах ближнего зарубежья | более 7 млн.чел. |
Годовой оборот | до 95 млрд.руб. | свыше 24 млрд.руб. 1220 млн. куб.м | 400 млн.долларов |
Инвестиции | до 25 млрд.руб. на 2009-2014 гг. | свыше 39,9 млрд.руб. + инжиниринг в ВКХ | около 40 млрд.руб. на 2007-2026 гг. |
В основе реализуемых бизнес-проектов федеральными частными операторами лежит принцип государственно-частного партнерства.
Деятельность иностранных операторов на рынке ВиВ в России носит ограниченный характер, но имеет тенденцию к росту.
Выручка организаций, предоставляющих услуги ВиВ, составляет в совокупности по водоснабжению 127,1 млрд.руб. и по водоотведению, 98,2 млрд.руб., имея неравномерное распределение по федеральным округам (см. Рис.3).
Рис.3. Выручка организаций, предоставляющих услуги водоснабжения и водоотведения, по федеральным округам (млрд.руб.)
Наиболее крупными игроками рынка, помимо упомянутых федеральных операторов, являются водоканалы крупных городов. Показатели их деятельности приводятся в Таблице 3.
Таблица 3. Показатели деятельности водоканалов крупных городов России
Наименование организации | Город | Население города, чел. | Выручка, тыс.руб. | Объем реализации по водоснабжению, тыс.куб.м | Протяженность сетей водоснабжения, км | Объем реализации по водоотведению, тыс.куб.м | Протяженность сетей водоотведения, км | Тариф Водоснабжение, руб. за 1 куб.м | Тариф Водоотведение, руб. за 1 куб.м | Численность персонала общая, чел. |
МГУП «Мосводоканал» | Москва | 10 126 424 | 27 663 000 | 1 537 000 | 11 000,0 | 1 523 000 | 11 000,0 | 10,00 | 9,05 | 3 150 |
ГУП «Водоканал Санкт-Петербурга» | Санкт-Петербург | 4 661 219 | 16 720 000 | 703 500 | 6 391,2 | 794 900 | 7 936,4 | 7,58 | 7,58 | 7 882 |
ОАО «Нижегородский водоканал» | Нижний Новгород | 1 311 252 | 2 356 200 | 166 400 | 1 854,9 | 217 600 | 1 392,6 | 15,88 | 6,94 | 3 300 |
ООО «Омскводоканал» | Омск | 1 134 016 | 2 579 687 | 292 000 | 1 629,6 | 146 000 | 1 126,0 | 8,36 | 6,67 | 2 000 |
ООО «ПО Водоканал г.Ростова-на-Дону» | Ростов-на-Дону | 1 068 267 | 2 267 097 | 198 560 | 2 417,0 | 88 000 | 1 189,0 | 8,20 | 5,47 | 2 131 |
МУП «Уфаводоканал» | Уфа | 1 042 437 | 1 377 500 | 117 926 | 1 614,4 | 107 663 | 903,3 | 9,83 | 7,48 | 3 555 |
«НОВОГОР-Прикамье» (Пермский филиал) | Пермь | 1 001 653 | 1 880 000 | 98 563 | 1 160,0 | 116 207 | 1 087,0 | 12,57 | 8,03 | 2 875 |
Росводоканал | 4 612 000 | 10 751 000 | 764 290 | 15 122,7 | 764 290 | 7 449,7 | 15 000 | |||
РКС водоканалы | 2 473 270 | 4 250 103 | 360 985 | 4 200 | 351 495 | 3 200 | 10 602 |
Объем поставленной и отведенной воды на 1 жителя в столичных водоканалах примерно одинаков и составляет 150 куб.м в год.
Показатели выручки на 1 потребителя у крупнейших водоканалов находятся в диапазоне 2-3 тыс.руб. в год, большие значения имеют в двух столицах. Выручка на 1 работающего также выше в столичных водоканалах, что объясняется использованием современных систем АСУТП, эффективного оборудования и методов управления.
Масштаб деятельности крупнейших водоканалов и федеральных частных операторов ВиВ наглядно представлен на рис.4.
Рис.4. Выручка крупных водоканалов и федеральных операторов (размер круга пропорционален выручке в млн.руб.)
Сетевым игрокам принадлежит не более 10% рынка. Водоканалы двух столиц занимают немногим более 20% рынка: 7% Водоканал Санкт-Петербурга, 14% Мосводоканал.
Даже совокупные показатели деятельности двух крупнейших частных российских операторов РКС и РВК уступают показателям двух столичных водоканалов, что свидетельствует о малой концентрации рынка услуг ВиК.
Основным потребителем услуг ВиВ является население, на которое приходится 65-80% объема производства (в зависимости от предприятия).
Рис.5. Структура потребления услуг водоснабжения и водоотведения
Отпуск воды населению снижается вследствие расширения распространения приборного учета и наметившейся тенденции к экономии ресурсов пользователями из-за значительного повышения стоимости ЖКУ за 2002-2008 гг., а также за счет увеличения числа индивидуальных источников водоснабжения.
Рис.6. Объем отпуска и пропуска воды для населения
Несмотря на рост доли охвата населения приборами учета (составляет по итогам 2008 г. в отпуске холодной воды - 72,1%) основным расчетным показателем между управляющими организациями и ресурсоснабжающими предприятиями все еще остаются нормативы потребления, что является резервом экономии ресурсов и, следовательно, снижения потребления4.
Рис.7. Доля объема отпуска воды, счета за который выставлены по показаниям приборов учета, %
В ходе реформирования отрасли ЖКХ структура и объем финансирования отрасли принципиально изменились, большая часть нагрузки по государственной поддержке ЖКХ перенесена на региональные и местные бюджеты.
В условиях снижения государственной поддержки отрасли, постепенной ликвидации перекрестного субсидирования, перехода к полному возмещению населением стоимости жилищно-коммунальных услуг рост тарифов на ЖКУ опережал темпы инфляции (в 2003-2005 гг. на 20-25%, в 2006 г на 10%, в 2007-2008 гг. на 3%).
Рис.8. Индексы тарифов на коммунальные услуги
Рис.9. Стоимость коммунальных услуг
За 2002-2008 гг. уровень возмещения населением стоимости услуг водоснабжения и водоотведения, покрываемых тарифом, вырос до 91-93%, возмещения стоимости коммунальных услуг - до 89% в среднем по России. В 2008 году наибольший показатель возмещения в Южном федеральном округе - 95%, наименьший 71% - в Дальневосточном, в Москве - 86%.
Несмотря на увеличение стоимости ЖКУ, выросла собираемость платежей с населения на 5% за период 2002-2008 гг. за счет передачи функций по сбору платежей специализированным агентам - расчетнокассовым центрам, услуги которых оплачиваются пропорционально собранным платежам.
Нагрузка на потребительскую корзину населения от оплаты услуг водоснабжения и канализации незначительно снизилась вследствие опережающего повышения доходов населения и составляет 3,2%. Темп ее снижения ниже, чем у ЖКУ в совокупности за счет более быстрого роста тарифа и уровня возмещения на воду.
Рис.10. Удельный вес расходов на оплату коммунальных услуг в потребительских расходах, %
Резкий рост тарифов на ЖКУ за 2002-2008 гг., а следовательно, и объема платежей населения, обеспечил приток дополнительных доходов в ЖКХ в объеме примерно в 250 млрд.руб. Несмотря на это, накопившееся бюджетное недофинансирование отрасли привело к моральному и физическому старению и аварийности объектов и систем водоснабжения и водоотведения. Как следствие, ухудшилось качество предоставляемых водоканалами услуг: качества воды, стабильности снабжения.
На фоне быстрого роста цен на топливо, электроэнергию, оборудование, собственные средства предприятий ЖКХ не компенсируют возросшие потребности в финансировании инвестиций в реконструкцию и обновление основных фондов. Предприятия вынуждены проводить сбалансированную по источникам финансирования политику развития, включая бюджетную поддержку и внебюджетные инвестиции.
Государственная политика реформирования и экономическая ситуация определяют ключевые факторы, влияющие на развитие отрасли в 2010-2015 гг.:
На основании перечисленных факторов, влияющих на развитие отрасли, можно предположить, что рынок коммунальных услуг будет иметь стабильную положительную динамику в среднесрочной перспективе.
Развитие рынку обеспечит рост тарифов на услуги ЖКХ и привлечение частных операторов и инвестиций в отрасль, несмотря на прогнозируемый рост дебиторской задолженности и незначительное сокращение выручки вследствие снижения потребления и собираемости платежей.
Потенциальная инвестиционная привлекательность рынка коммунальных услуг базируется на практически гарантированном сбыте услуг и возможности значительного сокращения издержек.
1 Ст. 3 и 3.1. Федерального закона от 30 декабря 2004 г. N 210-ФЗ «Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса»
2 Платное обслуживание населения в России, 2008 г. Статистический сборник, Росстат.
3 Водоснабжение и водоотведение - подъем, очистка, транспорт и сбыт воды, прием и очистка стоков.
4Доклад Министра регионального развития РФ В.Ф.Басаргина на Х Всероссийском форуме ЖКХ 16 марта 2009г. http://www.minregion.ru