Санкт-Петербург

+7 812 600 91 00

office@mcd.spb.ru

Обзор и перспективы телемедицины в России

История телемедицины

Первые эксперименты по проведению удаленных медицинских консультаций были проведены по телефонной и радиосвязи в начале 20-го века. С середины прошлого века военные ведомства СССР, США, европейских стран начали проводить исследования возможностей применения телемедицины при оказании медицинской помощи в сложных условиях: на орбитальных станциях, в зонах боевых действий и т.д.

Начиная с 80-х гг. телемедицина активно развивается в гражданской сфере. В США реализуются программы развития телемедицины в удаленных сельских районах и индейских резервациях.

В 1988 г. реализуется один из крупнейших международных телемедицинских проектов - для оказания помощи пострадавшим от землетрясения в Армении был создан советско-американского телемедицинский центр, обеспечивший проведение более 300 клинических консультаций.

В настоящее время в России действует несколько сот телемедицинских центров различной специализации, организованных преимущественно, на базе государственных и ведомственных ЛПУ; в сети Интернет представлено несколько тысяч в т.ч. русскоязычных сайтов, предоставляющих пользователям медицинские консультации.

Большинство российских телемедицинских центров выполняют, как правило, локальные региональные или ведомственные задачи по направлениям деятельности вышестоящих организаций и ЛПУ. Как правило, телемедицинские центры функционируют автономно, технологии и организация деятельности телемедицинских центров не предусматривают их интеграции в единую региональную или ведомственную систему.

В большинстве случаев телемедицинские центры создаются для обучения и консультирования медицинского персонала, в редких случаях - для проведения телемониторингов санитарно-эпидемиологического благополучия населения.

При создании телемедицинских центров вопросы предоставления телемедицинской помощи населению, как правило, рассматриваются в последнюю очередь. Это обусловлено недостаточной проработанностью нормативной базы в области телемедицины, отсутствием в ряде регионов необходимой телекоммуникационной инфраструктуры, недостаточным опытом руководителей региональных и муниципальных органов здравоохранения, главных врачей ЛПУ в области построения телемедицинских систем для массового потребителя.

Определение телемедицины

Американская Ассоциация Телемедицины дает следующее определение телемедины: «Предмет телемедицины заключается в передаче медицинской информации между отдаленными друг от друга пунктами, где находятся пациенты, врачи, другие провайдеры медицинской помощи, между отдельными медицинскими учреждениями. Телемедицина подразумевает использование телекоммуникаций для связи медицинских специалистов с клиниками, больницами, врачами, оказывающими первичную помощь, пациентами, находящимися на расстоянии, с целью диагностики, лечения, консультации и непрерывного обучения».

В 1997 г. ВОЗ приняла свое определение телемедицины: «Деятельность, услуги и системы, связанные с оказанием медицинской помощи на расстоянии посредством информационно-коммуникационных технологий, направленные на содействие развитию здравоохранения, осуществление эпидемиологического надзора и предоставление медицинской помощи, а также обучение, управление и проведение научных исследований в области медицины».

Приказ Минздрава РФ N 344/76 от 27 августа 2001 года «Об утверждении Концепции развития телемедицинских технологий в Российской Федерации и плана ее реализации» дает следующее определение: «Телемедицинские технологии - это лечебно-диагностические консультации, управленческие, образовательные, научные и просветительские мероприятия в области здравоохранения, реализуемые с применением телекоммуникационных технологий («медицина на расстоянии»)». В соответствии с Приказом, основными направлениями применения телемедицины являются:

  1. Телемедицинская консультация/теленаставничество;
  2. Телемониторинг (телеметрия) функциональных показателей;
  3. Телемедицинская лекция/семинар;
  4. Телемедицинское совещание/консилиум/симпозиум.

Область применения телемедицины

В каждой экономически развитой стране мира ежегодно ставятся сотни тысяч ошибочных диагнозов, вследствие которых пациентам назначаются некорректные методы лечения, что, в ряде случаев, приводит к нанесению непоправимого ущерба здоровью пациентов. При этом, исследования показали, что в том случае, если у лечащего врача существует возможность проведения консультаций с высококвалифицированными медицинскими специалистами, количество ошибочных первичных диагнозов снижается в среднем на 30%.

В российских условиях применение телемедицины может дать аналогичные результаты. Например, в результате применения телемостов между отечественными и зарубежными ЛПУ после землетрясения в Армении в 1988 году были изменены около 40% первичных диагнозов, и около 25% назначенных пациентам курсов лечения.

Одним из направлений телемедицины является Интернет-медицина, позволяющая медицинскому персоналу консультировать или осуществлять прием пациентов через Интернет. Широкое распространение Интернет-медицины может существенно сократить затраты ЛПУ на прием пациентов, уменьшить потери времени пациентов на визиты в ЛПУ, предоставить пациентам дополнительные медицинские услуги, равномерно распределить нагрузку на медицинских персонал ЛПУ.

Сложно переоценить возможности телемедицины для организации медицинского обслуживания территорий с низкой плотностью населения. Так, телемедицинские проекты, реализованные несколькими ведущими российскими клиниками и ОАО «РЖД» в удаленных районах Сибири и Дальнего Востока, позволили предоставить местному населению при относительно небольших затратах высокий уровень медицинского обслуживания.

Одним из важных направлений применения телемедицины в России является оказание помощи в экстремальных условиях - в труднодоступной местности, в зонах ЧС или боевых действий. Например, ежегодно в результате только ДТП и пожаров в РФ погибает более 40 тыс. человек, из них около 8 тыс.1 - в присутствии представителей оперативных служб, которые, как правило, первыми прибывают на место происшествия. Высокая численность погибших в т.ч. связана с тем, что сотрудники оперативных служб не имеют достаточных возможностей и стимулов для оказания пострадавшим оперативной и эффективной медицинской помощи. Так, транспортные средства оперативных служб не оснащены необходимым для спасения людей мобильным медицинским оборудованием и препаратами2 , сотрудники оперативных служб не имеют медицинских знаний в том объеме, который необходим для оказания действенной медицинской помощи пострадавшим, получившим тяжелые травмы.

1Данные полученные на основании экспертных оценок представителей ДПС и ГПС.

2В т.ч. мобильного медицинским диагностическим оборудованием, противошоковыми костюмами, сильнодействующими обезболивающими препаратами и т.д.

Очевидно, что оснащение транспортных средств оперативных служб мобильным медицинским оборудованием, медицинскими препаратами, системами оперативной связи с телемедицинскими центрами позволило бы спасти не одну тысячу жизней.

Нормативная база телемедицины

Основными нормативными правовыми актами, регулирующими вопросы развития телемедицины в России являются: Концепция развития Российской Федерации до 2020 г., ФЦП «Предупреждение и борьба с социально значимыми заболеваниями (2007 - 2011 годы)», Приказ Минздрава РФ N 344/76 от 27 августа 2001 года «Об утверждении Концепции развития телемедицинских технологий в Российской Федерации и плана ее реализации». На основании Приложения № 2 к Приказу Минздрава РФ N 344/76 от 27 августа 2001 года планировалось:

  • Подготовить требования к проведению дистанционного повышения квалификации врачей;
  • Обобщить и проанализировать принципы построения и использования телемедицинской сети;
  • Проанализировать варианты коммуникационной поддержки телемедицины в России;
  • Разработать перечень телемедицинских услуг, методику расчета тарифов и механизмы оплаты телемедицинских услуг;
  • Разработать программу организации телемедицинской помощи при чрезвычайных ситуациях;
  • Подготовить предложения в Правительство РФ по включению телемедицинских услуг в Программу государственных гарантий обеспечения населения бесплатной медицинской помощью;
  • Внести дополнения в Программу развития стандартизации в здравоохранении в части включения в перечень разрабатываемых нормативных документов по стандартизации телемедицинских технологий.
  • Разработать типовые профили телемедицинских технологий;
  • Разработать перечень нормативных правовых документов, необходимых для развития телемедицины.

Однако, нормативные акты, регламентирующие порядок реализации Приказа Минздравсоцразвития на данный момент не приняты и, соответственно, отсутствуют:

  1. Нормативная правовая база телемедицины;
  2. Порядок создания, управления и надзора за деятельностью федеральных, региональных, местных, ведомственных и частных телемедицинских центров;
  3. Стандарты оказания медицинской помощи, проведения конференций, лекций и семинаров и т.д. на основе технологий телемедицины;
  4. Стандарты проведения федеральных, региональных и муниципальных телемониторингов санитарно-эпидемиологического благополучия населения;
  5. Формы и условия обеспечения технической совместимости телемедицинских систем.

Перечень мероприятий по развитию телемедицины в России

Россия по площади является крупнейшей страной мира, на территории которой расположено 157 895 населенных пунктов. Население распределено неравномерно, 93% населения проживает на одной трети территории страны.

В этой связи телемедицина может выступить в качестве одного из ключевых инструментов повышения качества медицинского обслуживания населения.

Так, развитие телемедицины в удаленных и малонаселенных районах позволит, прежде всего, повысить качество медицинского обслуживания, распространение интернет-медицины на территориях с высокой плотностью населения обеспечит сокращение расходов на здравоохранение и расширение номенклатуры медицинских услуг.

При этом, развитие телемедицины должно сопровождаться соответствующими мерами государственного регулирования, включающими в себя:

  1. Принятие нормативных правовых актов, устанавливающих:
    • требования к организациям, оказывающим телемедицинские услуги;
    • требования к качеству и порядку предоставления телемедицинских услуг;
    • ответственность медицинских работников за предоставленные консультации;
    • стандарты, обеспечивающие техническую совместимость телемедицинского оборудования, программного обеспечения, баз данных и т.д., применяемых в ТМЦ.
  2. Разработку программы государственного стимулирования развития телемедицинских услуг;
  3. Формирование условий для развития коммерческого направления телемедицины;
  4. Подготовку проектов международного сотрудничества в области телемедицины.