Санкт-Петербург

+7 812 600 91 00

office@mcd.spb.ru

Международный лизинг

Международный лизинг - это форма международного финансирования, предполагающая использование благоприятного налогового режима той или иной страны. Выгодность этой формы финансирования - с одной стороны - в экспорте налоговых льгот из страны лизингодателя в страну лизингополучателя, с другой стороны - в получении преимуществ лизингополучателем в виде возможности привлечения финансирования под более низкие проценты и соответственно уменьшения общей стоимости сделки.

Существуют страны, где суммарная нагрузка на лизинговый платеж ниже чем в РФ (для примера, Великобритания НДС - 15%, корпоративный налог (аналог налога на прибыль) - 19%, Гибралтар - налогов нет, Греция - налог на прибыль - 25 % при этом НДС в диапазоне от 0 до 19 %, по ряду территорий (острова) НДС уменьшается от базового на 30%.

Итак: Зачем нужен международный лизинг? Ниже перечислены «положительные моменты» международного лизинга:

  1. Организации требуется оборудование (имущество), которое не производится на территории РФ. 
    Для эффективного развития бизнеса, связанного с производством, наиболее перспективным является приобретение оборудования, технологически превосходящее существующие аналоги, производимые в РФ. Как правило, первоначальная стадия становления бизнеса характерна дефицитом финансовых ресурсов для проведения сделки купли-продажи. В данном случае компании важно приобрести оборудование по минимальной возможной цене. В случае наличия посредника на территории РФ, в стоимость лизингового имущества будет включены и налоги, уплачиваемые посредником, что приведет к удорожанию предмета лизинга. 
  2. Возможность приобрести оборудование от иностранной организации - производителя с меньшим количеством посредников. Цена договора международного лизинга ниже цены договора лизинга с компаниями, резидентами РФ. 
  3. Приобретение оборудования от иностранной организации, специализирующейся на работе с тем или иным производителем оборудования, является одним из существенных факторов, влияющих на своевременное и качественное послегарантийное обслуживание объекта Лизинга (net leasing). 
    На рынке лизинговых услуг существуют компании, которые занимаются:
    • узкоспециализированным лизингом - лизинг определенных предметов. Для примера, лизинг, только строительного оборудования или лизинг только воздушных судов.
    • лизингом всех возможных предметов лизинга - лизинг по заказам лизингодателя.

    Для качественного технического обслуживания объекта лизинга, сокращения сроков его простоя при поломке, предпочтение должно отдаваться лизинговой компании, сотрудники которой обладают практическими знаниями технологии производства и обслуживания лизингового оборудования, что предполагает ее близость к производителю продукции. На рынке западных стран много лизинговых компаний, которые напрямую работают с производителем продукции. В РФ практика анализа рынка лизинговых услуг, показывает, что большинство ведущих лизинговых компаний работают с полным спектром лизингового оборудования. В случае возникновения потребности в послегарантийном обслуживании могут возникнуть сложности у лизингополучателя, решение которых потребует дополнительных финансовых и временных ресурсов. 
  4. Более широкий спектр дополнительных услуг к договору лизинга (wet leasing). 
  5. Законодательные льготы для лизингополучателя. 
  6. Минимизация налогообложения через трансфер льгот из страны лизингодателя в страну лизингополучателя.

Какими недостатками обладает международный лизинг

  1. Пристальное внимание контролирующих органов за лизинговым имуществом. Жесткие меры административной ответственности за нарушения, связанные с лизинговым имуществом.
  2. Не решенные проблемы законодательства в исполнения обязанностей налогового агента в части уплаты налогов и ведения учета.
  3. Ограничение на проведение капитального ремонта лизингового имущества, а так же его реконструкцию и модернизацию.
  4. Сложности в «оценке предмета лизинга» для целей уплаты таможенных и иных платежей в случае изменения таможенного режима. Проблема «выкупной цены».

Сложности в осуществлении сделок международного лизинга

  1. Возникающие в ходе подготовки сделки международного лизинга вопросы требуют разносторонних знаний и компетенций, а при отсутствии собственного персонала потребуют достаточных расходов на проведение сделки (услуги по таможенному оформлению, услуги по анализу договора лизинга и т.п.).
  2. Законодательно не решенные вопросы могут решаться только на судебном уровне, что приведет к ухудшению отношений с «контролирующими органами».
  3. Существование проблемы «возврата НДС», уплаченного на таможне лизингополучателем.

Итак, Лизинг:

Понятие «лизинг» происходит от английского слова «lease» - сдавать и получать имущество во временное владение и пользование, то есть сдавать и получать его на условиях аренды.

Международный лизинг в РФ характеризуется следующим:

  1. Международным лизингом в соответствии с п.1 ст.7 Федерального Закона «О финансовой аренде (лизинге)» признаются договора, в которых лизингодатель или лизингополучатель являются нерезидентами РФ.(«Гражданство" поставщика оборудования в данном случае не имеет значения. В сложном международном лизинговом проекте может быть неограниченное число задействованных стран).
  2. Различиями в критериях оценки кредитных рисков в стране лизингодателя. Дело в том, что критерии, которые применяются к оценке кредитоспособности, могут кардинально различаться, особенно если лизингодатель является резидентом страны с развитой рыночной экономикой. (Как правило, доля заемного финансирования в капитале компаний развивающихся стран значительно выше, чем допускается в странах с развитой экономикой).
  3. Существование множественности вариантов права, применимого к международным лизинговым операциям:
    • Право, предоставленное конвенцией УНИДРУА. (Это наиболее предпочтительный вариант международного лизинга).
    • Право страны лизингодателя. (Применяется в случаях, когда сделка не регулируется Конвенцией и стороны не определили применимое право).
    • Право страны, избранное сторонами сделки. (Применяется, если стороны определили право при совершении сделки как право страны лизингодателя или лизингополучателя, так и право любой другой страны).
  4. Законодательства западных стран классифицируют лизинг как разновидность института аренды, российское же законодательство пытается представить лизинг одновременно как отдельный вид гражданско-правового договора и разновидность договора аренды. (Вследствие чего лизинговые отношения регулируются и Законами и подзаконными актами - Письмами Министерства Финансов РФ и ФНС РФ).
  5. Законодательные льготы (п.7ст.259 НК РФ) для лизингового имущества в случае международного лизинга фактически не применяются. (Сложившаяся практика отношений предполагает учет предмета лизинга на балансе лизингодателя - инопартнера. Практика западных стран в области лизинга предполагает равенство срока полезного использования оборудования и срока договора лизинга (за исключением договоров возвратного лизинга).

Рассмотрим предмет обсуждения с точки зрения:

  • Таможенного законодательства РФ.
  • Налогового законодательства РФ.
  • Гражданского законодательства РФ.

Таможенное законодательство и лизинг.

Вопросы таможенного регулирования лизинговых сделок регулируются нормами ТК РФ. Наряду с видимыми преимуществами, представляемыми ТК РФ, существуют и ограничения на предмет международного лизинга.

 

Таможенные преференции (льготы):

  1. Использование режима «Временный ввоз». 
    В случае помещения товаров под таможенный режим «временного ввоза» лизингополучатель получает существенные преференции (льготы) по уплате таможенных и иных платежей. 
  2. Возможность изменения (уменьшения) таможенной стоимости товара, в случае изменения таможенных режимов. Сделки лизинга предусматривают два варианта развития события. Одним из которых является: переход лизингового имущества в собственность лизингополучателя. Для этого, лизингополучатель должен завершить режим «временного ввоза» на режим «выпуск для свободного обращения», для чего подать таможенную декларацию и провести доплату (уплату) таможенных и иных платежей. 
    ТК предусмотрено, что декларант вправе указать на уменьшение таможенной стоимости товаров, произошедшее вследствие их естественного износа при нормальных условиях использования. 
  3. Законодательством предусмотрены «преимущества» расчета таможенной стоимости лизингового имущества. «Правильное» использование преимуществ позволит лизингополучателю существенно сэкономить на уплате таможенных и иных платежей.

Таможенные ограничения

  1. Законодательное ограничение использования «благоприятного» для лизинга режима «временный ввоз» более 34 мес. (Правительству РФ предоставлено право, устанавливать и другие сроки временного ввоза).
  2. Требование уплаты таможенных и иных платежей или представления банковской гарантии по лизинговому имуществу.
  3. Обязанность уплаты «обеспечения» по сделке лизинга без применения п.2 ст. 337 ТК РФ.
  4. Международный финансовый лизинг отнесен таможенными органами к группе риска, что гарантирует пристальное внимание таможенных органов к участникам сделки, выражается в ограничении на использование лизингового имущества в текущей деятельности (в частности вклада предмета лизинга в УК) а так же и других ограничений, предусмотренных ТК РФ.
  5. Ограничения на проведение капитального ремонта (модернизацию) предмета лизинга.
  6. Законодательная не решенность вопроса учета расходов по таможенному оформлению лизинговой сделки. В течение 2005г. было изменено мнение Минфина по данному вопросу, а так же существование противоположенного мнения Налоговых органов по данному вопросу.

Письмо Минфина РФ от 24.10.2005 № 03-03-04/1/292

«...расходы по таможенному оформлению лизинговой сделки должны учитываться в целях налогообложения прибыли равными частями в течение срока действия договора».

По мнению налоговых органов, данные расходы должны включаться в первоначальную стоимость объекта основных средств (лизингового имущества) только после перехода права собственности на предмет лизинга.

Налоговые «проблемы» лизинга

В условиях становления налогового законодательства РФ международный лизинг вызывает пристальное внимание контролирующих органов. Большинство возникающих вопросов касаются особенностей уплаты НДС лизингополучателем, а так же исполнения функции налогового агента при перечислении лизинговых платежей (НДС и прибыль).

  1. В случае учета имущества на балансе лизингодателя существует неопределенность относительно процедуры возмещения таможенного НДС. Проблема заключается в отсутствии права собственности на предмет лизинга (отсутствие объекта налогообложения на основании п.п.1 п.1 ст.146 НК РФ).
  2. Выполнение функции налогового агента. Особенности «вычета» НДС налоговым агентом. Данная проблема существует из-за неурегулированности отношений на уровне законодательства ряда стран. 
    Так, удержанную и уплаченную сумму НДС с дохода лизингодателя - иностранной организации организация-лизингополучатель вправе принять к вычету при соблюдении ряда условий:
    • полученное в лизинг имущество приобретено для осуществления операций, признаваемых объектами налогообложения в соответствии с гл. 21 НК РФ (п. 3 ст. 171 НК РФ).
    • требуется обязательная уплата НДС в бюджет.

Ниже изложены вопросы, вызывающие сложность в ходе исчисления и уплаты налога на доходы.

  1. В каких случаях и при соблюдении каких условий, доходы, полученные иностранной организацией, не подлежат налогообложению? Условия следующие:
    • иностранная организация (лизингодатель) имеет постоянное представительство на территории РФ.
    • в случае выплаты доходов лизингодателю, которые в соответствии с международными договорами не облагаются налогом на территории РФ.

    Компетентный орган (лицо) иностранного государства, непосредственно поименованный в международном договоре, может делегировать свои полномочия иным органам (лицам), в случае возникновения затруднений в установлении полномочий органа (лица), подтвердившего постоянное местонахождение иностранной организации, а также в определении принадлежности печати (штампа) такому уполномоченному органу (лицу) иностранного государства, лизингополучатель должен обратиться за получением разъяснений в Налоговый орган, по месту своей регистрации. Период, указанный в подтверждении, должен соответствовать периоду, за который причитаются выплачиваемые иностранной организации доходы. Срок действия подтверждение ограничен годом. 
  2. Порядок возврата излишне уплаченного налога на доходы и процентов за несвоевременный возврат в законодательных актах РФ (в частности в НК РФ) не полностью раскрыт. Не понятен порядок возврата:
    • процентов за несвоевременный возврат излишне уплаченного налога на доходы.
    • не определен порядок возврата налога на доходы, уплаченного в валюте отличной от рубля.

Гражданское законодательство

С 1998г. Российская Федерация является участником Конвенции УНИДРУА о международном финансовом лизинге. В настоящее время к конвенции присоединились Белоруссия Бельгия, Венгрия, Гана, Гвинея, Италия, Латвия, Марокко, Нигерия, Панама, Россия, США, Танзания, Узбекистан, Филиппины, Финляндия, Франция, Чехословакия.

Положения, содержащиеся в Конвенции, могу быть материальным правом финансово-арендной сделки в случае, когда в силу коллизионных норм либо по выбору сторон к их сделке будет применяться право государства, являющегося участником конвенции.

Если Международным договором устанавливаются иные правила, чем предусмотрены российским законодательством, то в соответствии с п.4 ст. 15 Конституции РФ применяются правила международного договора. Поэтому Конвенция имеет приоритет перед Гражданским кодексом РФ и законом о лизинге.

По ряду существенных позиций Конвенция отличается от Закона о лизинге (РФ).

Отличия Конвенции от Закона о лизинге

Положения для сравнения Конвенция Закон о лизинге
Предмет лизинга Только оборудование Любые непотребляемые вещи, в том числе предприятия и имущественные комплексы, здание, сооружения, оборудование, транспортные средства, и другое движимое и недвижимое имущество
Распределение ответственности Поставщик не несет ответственности одновременно перед арендатором (лизингополучатель) и арендодателем (лизингодатель) за один и тот же ущерб Арендатор (лизингополучатель) и арендодатель (лизингодатель) выступают как солидарные кредиторы

Если международный договор содержит необходимые сведения, то именно он и применяется (п. 4 ст. 15 Конституции РФ, п. 2 ст. 7 ГК РФ). По вопросам, не урегулированным международным договором, подлежит применению право той страны, с которой гражданско-правовое отношение, осложненное иностранным элементом, наиболее тесно связано. На основании п. 2 ст. 1211 ГК РФ правом страны, с которой договор наиболее тесно связан, считается право страны, где находится место жительства или основное место деятельности стороны, которая осуществляет исполнение, имеющее решающее значение для содержания договора, если только иное не вытекает из закона, условий или существа договора либо совокупности обстоятельств дела. В свою очередь, при заключении договора лизинга указанной стороной является лизингодатель.

Применение настоящей Конвенции может быть исключено только в случае, если каждая из сторон договора поставки и каждая из сторон договора лизинга дает на это согласие. Также участники международного лизинга могут в своих взаимных отношениях отступать от тех или иных ее положений или вносить изменения в возможные их последствия, кроме положений, предусмотренных п. 3 ст. 8, п.п. б) п. 3 и п. 4 ст. 13 Конвенции УНИДРУА О международном лизинге.

Вывод

На основании изложенного можно сделать заключение, что ни один из видов деятельности не найдет широкого применения, если он не будет приносить выгод всем участникам договорных отношений.

Несмотря на сложности совершения сделок международного лизинга, таможенных и налоговых ограничений, положительных моментов, присущих лизингу, намного больше, чем отрицательных, а исторический опыт развития лизинга во многих странах подтверждает его важную роль в расширении и обновлении производства лизингополучателя через инвестиционные вложения лизингодателя, расширение спектра используемых новых технологий, через аренду оборудования, возможности ведения бизнеса при незначительных первоначальных финансовых затратах. Особенно привлекательным лизинг становится с введением налоговых и амортизационных льгот, а также возможностью их «передачи» между участниками сделки путем корректировки лизинговых платежей.

Использование инструментария лизинга предполагает глубокое знание таможенного, налогового, гражданского законодательства. Решение задачи организации сделки международного лизинга сложно осуществить одному человеку. Качественное решение задачи организации сделки международного лизинга - результат объединения знаний и умений специалистов разного профиля, привлечения консалтинговых компаний.

Литература

  1. Федеральный закон от 29.10.1998 N 164-ФЗ «О финансовой аренде (лизинге)».
  2. Федеральный закон от 08.02.1998 N 16-ФЗ «О присоединении Российской Федерации к Конвенции УНИДРУА о международном финансовом лизинге».
  3. Налоговый кодекс Российской Федерации, часть вторая, утвержденный Федеральным законом от 05.08.2000 N 117-ФЗ.
  4. Письмо ГТК РФ от 13 .03.2000 года № 01-06/6088 «Об учете затрат по доставке товаров при определении таможенной стоимости ввозимых товаров».
  5. Письмо ГТК РФ от 18.06.2004 № 01-06/22236 «Об определении таможенной стоимости товаров, ввозимых в соответствии с внешнеторговыми договорами различных видов».
  6. Постановление Правительства РФ от 24.03.2006 № 168 «О временных ставках ввозных таможенных пошлин в отношении отдельных видов технологического оборудования».
  7. Постановление Правительства РФ от 05.12.2008 №903 «О внесении изменений в таможенный тариф РФ в отношении некоторых моторных транспортных средств».
  8. Приказа ГТК России от 30.09.2003 № 1077 «Об утверждении Порядка ведения системы учета коммерческой документации лицами, в отношении которых установлены специальные упрощенные процедуры таможенного оформления».
  9. Письмо Минфина РФ от 24.10.2005 № 03-03-04/1/292 (Ответ на вопрос).
  10. Письмо Минфина РФ от 09.03.2005 № 03-04-08/35 (Ответ на вопрос).
  11. Постановление Президиума ВАС РФ от 30.05.2006 N 15849/05 по делу N А40-15160/05-111-163.
  12. Постановление ФАС Волго-Вятского округа от 15.04.2005 N А29-5247/2004а.