Трансфертное ценообразование определяется как варьирование трансфертной ценой по отношению к рыночным значениям цены при трансакциях между связанными друг с другом компаниями. Трансфертное ценообразование используется для перераспределения общей прибыли в пользу менее налогооблагаемой юрисдикции и является одним из распространенных методов международного налогового планирования. Подобные схемы используют в основном транснациональные корпорации.
За последние годы во многих странах государственные проверки трансфертного ценообразования превратились в популярный способ увеличения налоговых поступлений в казну без повышения налоговых ставок. Исследование Ernst&Young показывает, что в ЕС средняя налоговая ставка на прибыль компаний упала с 38,2% в 1996 году до 30,1% в 2005, при этом процент общих налоговых поступлений к ВВП остался неизменным за счет принудительных государственных мер, в том числе и за счет штрафных санкций за неоправданную модель трансфертного ценообразования[1].
Можно выделить основные мировые тренды в области регулирования трансфертного ценообразования: повсеместный рост внимания со стороны властей к трансфертному ценообразованию, рост осведомленности и знаний властей в данной отрасли, ужесточение требований к налоговой документации, и санкций, за их несоблюдение. В среднем 40% компаний, прошедших процедуру аудита, были впоследствии оштрафованы, а 70% отмечают, что вынуждены подготавливать более проработанную и детализированную документацию, чем это было 2 года назад.
Проводился сравнительный анализ следующих стран[2]:
• В Канаде бизнес сообщество обвиняет финансовое управление Канады (Canada Revenue Agency (CRA)) в предвзятом отношении. Даже тогда, когда модель и методология трансфертного ценообразования налогоплательщика являются обоснованными и рациональными, CRA не принимает подобную налоговую политику компании.
• В США ситуация аналогична положению дел в Канаде.
• В Великобритании диалог властей и бизнеса постепенно приходит на смену аудиту.
• В Германии до 2001 года действовало законодательство, позволяющее налогоплательщику не предоставлять в органы документацию по трансфертным ценам, однако, в 2003 году ситуация изменилась: на данный момент компания обязана в течение 60 дней предоставить всю необходимую документацию по запросу налогового аудитора.
• В Австралии Налоговая служба за последние годы увеличила свой интерес к области трансфертного ценообразования, особенно в отношении продажи нематериальных благ (технологии, ноу-хау, услуги, финансовые услуги и т.д.).
• Китай в преддверии вступления в ВТО и интеграции в мировое сообщество, перенимает западные налоговые стандарты, в том числе и в отношении трансфертного ценообразования. Китайские налоговые органы начали контролировать модели трансфертного ценообразования, существующие в стране, и запустили собственную практику аудита этого направления.
• В Гон-Конге и Сингапуре не существует специального законодательства, регулирующего трансфертное ценообразование. Их финансовые службы занимаются проверкой законности трансакций и редко делают запрос на аудит трансфертного ценообразования.
Таким образом, можно отметить рост спроса со стороны властей на аудит трансфертного ценообразования. По данным Ernst&Young, 77% опрошенных компаний полагают, что количество процедур аудита будет продолжать расти и в последующие года. С ростом объемов международной торговли, инвестиционной активности и распространении глобализации, аудит трансфертного ценообразования становится все более актуальным. Всемирная торговая организация (ВТО) оценивает объемы трансакций между компаниями в 50% объемов всей мировой торговли, 25% слияний и поглощений происходят между компаниями, зарегистрированными в разных странах, что является стимулом для развития трансфертного ценообразования.
Для российских компаний, работающих в РФ, вопрос трансфертного ценообразования менее актуален в связи с введением НДПИ и ликвидацией оффшорных зон. На данный момент крупные сырьевые компании, использовавшие ранее практику минимизации налогов через трансфертные цены, платят налог не с продажи, а с добычи сырья.
Однако законодательное регулирование российского рынка важно для иностранных компаний, уже работающих либо планирующих выйти на него. Правительство РФ анонсировало появление законопроекта о трансфертном ценообразовании на осень 2006 года. Подобный законопроект был разработан еще в 2004 году, но не был принят. В связи с ожидаемым вступлением России в ВТО можно ожидать ускорения темпов разработки и принятия законодательства, регулирующего трансфертное ценообразование.
[1] «2005-2006 Global Transfer Pricing Surveys» Ernst&Young
[2] «Border Crossing» RSM International