Проведенные авторами работы по формированию программы энергосбережения одной из областей России, а также анализ проблем энергосбережения в бюджетных организациях и на производственных предприятиях, позволили выявить основные особенности и проблемы при разработке и реализации региональных целевых программ (далее также РЦП) энергосбережения.
РЦП энергосбережения и повышения энергетической эффективности (далее также Программа) является частью программного механизма исполнения стратегии социально-экономического развития региона.
При решении проблемы повышения энергоэффективности программно-целевым методом должны быть обеспечены:
Структура региональной (муниципальной) программы по энергосбережению и повышению энергетической эффективности, перечень мероприятий, подлежащих включению в программы, установлены в ст.14 Федерального закона от 23 ноября 2009 г. № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности...».
Выполнение Программы энергосбережения позволит добиться в масштабах региона экономических преимуществ для бюджета региона, населения и для отраслей экономики. Ожидаемые результаты представлены в таблице.
Таблица. Ожидаемые результаты программы энергосбережения
Экономика региона | Бюджет региона | Население | Производители ресурсов, ОКК | Промышленность, транспорт |
|
|
|
|
|
Управленческий эффект выразится в создании системы правовых, организационных и экономических мер, позволяющих с минимальными затратами обеспечить достижение планируемых показателей энергоэффективности экономики региона, представляющей собой не набор частных решений, а увязанный и поэтапный комплекс мер.
Социальный эффект выразится в формировании надежно функционирующей и комфортной среды жизнедеятельности с минимальными затратами энергии и ресурсов, обеспечении благоприятной экологической обстановки.
Достижение указанных эффектов возможно только при осуществлении постоянной координации и мониторинга хода реализации мероприятий Программы и использовании оптимальных механизмов финансирования.
Административная ответственность за нарушение требований, предъявляемых к региональным/муниципальным программам в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности, в соответствии с Законом № 261-ФЗ не предусмотрена.
Тем не менее, в составе показателей оценки эффективности деятельности органов исполнительной власти (далее - ОИВ) региона и органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов присутствуют показатели энергосбережения и повышения энергетической эффективности (утверждены Указом Президента РФ от 13.05.2010 № 579), что должно стимулировать органы власти к принятию и исполнению программ.
При выявлении нарушений требований федерального закона к наличию, содержанию программ энергосбережения региона/муниципального образования может быть принесен протест прокуратурой.
Статьей 9.16 Кодекса об административных правонарушениях (КОАП) предусматривается ответственность в форме административного штрафа:
При разработке РЦП энергосбережения и повышения энергетической эффективности можно выделить несколько основных этапов (рис.):
Сбор информации проводится по основным показателям существующего состояния, проблемам и перспективам развития региона с акцентом в области производства и потребления энергоресурсов:
Аналитическая стадия этапа заключается в оценке сложившейся на территории региона (муниципалитета) ситуации по снабжению и потреблению энергоресурсов: анализируются и сопоставляются годовые топливно-энергетические балансы (далее - ТЭБ) за предыдущие годы по параметрам прихода, транспорта, расхода и потерь энергоресурсов на каждом этапе производства, передачи и использования энергоресурсов по отдельным видам энергоресурсов - электрическая и тепловая энергия, газ и др. и в отдельных отраслях, а также сводные балансы, выявляются динамика и тенденции изменения структуры и объемов производства и потребления энергоресурсов.
Оценка потенциала проводится по видам энергетических ресурсов (электроэнергия, тепловая энергия, газ, вода) и по секторам (направлениям): по производителям энергетических ресурсов (генерация и передача электрической и тепловой энергии), по потребителям энергетических ресурсов (бюджетный сектор, жилищный фонд, коммунальный комплекс, по отраслям промышленности, транспортный комплекс).
Рис. Этапы разработки региональной целевой программы энергосбережения и повышения энергетической эффективности
Дополнительно для оценки потенциала энергосбережения и повышения эффективности могут быть приняты во внимание данные проведенных энергетических обследований БУ. Сформированный консолидированный перечень мероприятий по энергосбережению в БУ региона позволит проконтролировать правильность оценки потенциала энергосбережения, определенной расчетным путем.
В ходе разработки Программы целесообразно провести анализ энергетической эффективности в бюджетных организациях (данных об оснащенности приборами учета энергоресурсов и количестве объектов, прошедших энергетическое обследование - путем анкетирования и анализа ведомственной статистики). На основании анализа формируются сводные потребности в приборах учета, проведении энергоаудита, определяется примерный объем необходимого финансирования (по заявкам БУ).
Завершается этап формированием прогноза производства и потребления топливно-энергетических ресурсов (без учета и с учетом реализации мероприятий по энергосбережению), проводится моделирование доли каждого энергоресурса в энергобалансе каждого сектора, рассчитывается потенциал энергосбережения по энергоресурсам.
На этом этапе происходит постановка целей и задач Программы, определяется продолжительность и основное содержание этапов реализации Программы.
По каждому из направлений (промышленность, жилищный сектор, коммунальная инфраструктура и др.) разрабатывается комплекс взаимоувязанных мероприятий (технических, организационных).
Для разработки комплекса мероприятий может быть использован примерный перечень мероприятий в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности, утвержденный Приказом Минэкономразвития России от 17 февраля 2010 г. № 61.
На этой стадии разработки необходимо включение в Программу мероприятий, направленных на внедрение энергоэффективных инноваций (энергосберегающих и энергоэффективных решений, технологий и материалов).
Также необходима разработка методики отбора проектов, претендующих на бюджетную поддержку, для включения в РЦП, позволяющая оценивать как энергетическую, так и экономическую эффективность проекта.
Мероприятия и индикаторы разрабатываемой РЦП увязываются с мероприятиями и индикаторами в целевых программах в смежных областях и не должны дублировать их (например, мероприятия по установке приборов учета в многоквартирных домах, реализуемые по программам капитального ремонта).
Проводится определение ответственных исполнителей и распорядителей средств регионального бюджета по каждому из мероприятий в соответствии с установленными полномочиями каждого ОИВ.
В завершении этапа определяется перечень и рассчитываются значения целевых индикаторов (показателей) РЦП. Целевые индикаторы (показатели) структурируются по целям и задачам Программы, для оценки достижения которых они вводятся.
Перечень целевых показателей в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности для региональных и муниципальных программ определен в Постановлении Правительства РФ от 31 декабря 2009 г. № 1225. Состав и методика расчета значений целевых показателей в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности определены приказом Министерства регионального развития РФ от 7 июня 2010 г. № 273. Возможно дополнение обязательного перечня показателей при наличии специфических задач в конкретной Программе.
Потребность в финансировании мероприятий Программы определяется на основании поданных заявок БУ (при наличии), министерств и ведомств, представленных программ развития предприятий и организаций, а также расчетным путем.
В ходе планирования содержательной части Программы выделяются мероприятия, проведение которых возможно с использованием внебюджетных средств. Объемы финансирования за счет средств местных бюджетов и внебюджетных источников в РЦП приводятся в Программе в качестве справочной информации.
Основной объем финансирования Программы направляется на реализацию технических мероприятий в бюджетных учреждениях: регионального подчинения - через исполнителей, которыми являются ОИВ - главные распорядители бюджетных средств (далее - ГРБС) по ведомственной принадлежности объектов; муниципального подчинения - через субсидии местным бюджетам. Поэтому в Программе дополнительно необходимо определить механизм отбора и софинансирования из регионального бюджета мероприятий, одним из критериев должно быть включение мероприятия в муниципальную программу энергосбережения. На данном этапе проводится распределение средств регионального бюджета по ГРБС путем агрегирования объемов финансирования всех мероприятий, исполнителем которых является каждый ГРБС.
Оценка эффективности реализации Программы проводится на основании методики, путем соотнесения степени достижения ключевых индикаторов и показателей Программы к уровню ее финансирования с начала реализации.
В разделе приводится описание системы управления реализацией РЦП, процедур подготовки отчетности и корректировки, указываются основные исполнители.
Как правило, для управления реализацией Программы формируется Дирекция Программы («проектный офис») с наделением ее соответствующими полномочиями. Дирекция может быть образована в форме государственного автономного учреждения или структурного подразделения в составе ОИВ, являющегося государственным заказчиком Программы. Дирекция осуществляет межсистемную координацию и организацию взаимодействия между всеми исполнителями мероприятий Программы, свод планов отдельных субъектов, сбор и систематизацию аналитической информации и отчетности о реализации программных мероприятий, контроль и анализ исполнения мероприятий, обеспечивает выполнение общепрограммных мероприятий.
Исполнители мероприятий Программы (ГРБС) осуществляют управление и контроль выполнения мероприятий БУ согласно своей ведомственной принадлежности, представляют сводную информацию в Дирекцию Программы.
Процедура отчетности о выполнении мероприятий должна предусматривать предоставление отчетов не реже одного раза в год исполнителями мероприятий, подготовку Дирекцией сводного отчета по региону за год и предоставление отчета государственному заказчику Программы. Дирекция организует текущий мониторинг индикаторов Программы, который является важнейшей задачей оперативного управления Программой.
Необходимо ежегодно актуализировать Программу на основании анализа выполнения запланированных мероприятий и проводить корректировку планируемых значений целевых показателей (индикаторов) с учетом фактически достигнутых результатов реализации Программы, изменения исходных данных (новые мощности, новые нагрузки), изменения внешних условий (социально-экономическая ситуация, новые технологии, новые требования регулирующих и надзорных органов и т.д.).