Менеджеры отелей, операторы гостиничного бизнеса, инвесторы и аналитики постоянно используют RevPAR (Revenue per available room per day) как базу для определения и анализа качества работы отеля. Этот широко используемый показатель отражает выручку на один номер, которую приносит один гость, – таким образом отслеживаются достижения в управлении номерным фондом. Управляющие отелями стремятся максимизировать RevPAR посредством заполняемости и средней ставки, по которой продается номер. Для гостиниц класса 3–5 звезд Характерно получение 50–65 % своей выручки от номерного фонда. В гостиницах 2 звезды и ниже с ограниченным спектром дополнительных услуг выручка от номерного фонда может достигать 90 %. RevPAR является одним из наиболее признанных и наиболее часто используемых показателей эффективности в гостиничной индустрии. Однако нельзя при анализе экономической эффективности работы отеля брать за основу исключительно RevPAR. Этот материал призван показать все подводные камни при использовании RevPAR и конкретизировать преимущества его использования совместно с GOPPAR (Gross operating profit per available room).
Даже один крупный современный парк развлечений уровня Disneyland в Париже или Port Aventura в Барселоне может заметно увеличить туристический поток в стране и радикально изменить городскую индустрию туризма. От 3 млн до 12 млн человек ежегодно посещают крупнейшие парки Европы, при этом не менее 45% посещений приходится на иностранных туристов. В России рынок не насыщен даже развлекательными парками среднего размера. Сейчас инвесторы и муниципальные власти проявляют живой интерес к этому бизнесу.
Туристические кластеры ускорят развитие Петербурга
Фуд-корт крупного торгового центра - пример классического кластера. Разные предприятия ресторанного сегмента консолидируют усилия и совместно создают зону высокого притяжения посетителей. От этого выигрывает не только каждая точка общественного питания, но и размещенные рядом магазины и торговый центр в целом. Использование кластерного принципа при развитии города стимулирует рост в самых разных отраслях - от энергетики до туризма.
Туристический потенциал Санкт-Петербурга остался на уровне 2005 года
Программа развития туризма Санкт-Петербурга до 2010 года предполагала увеличение числа туристов до 5 млн человек и вхождение в пятерку наиболее посещаемых городов Европы. В основу программы были положены показатели концепции Boston Consulting Group, а именно сценарий «Прорыв», подразумевающий резкое улучшение ситуации в области туризма. Однако 2010 год наступил, а прорыва не случилось — Петербург сохранил позиции, достигнутые к моменту написания программы в 2005 году. Можно ли запустить сценарий прорыва вторично и достичь радикальных улучшений в следующие пять лет? Видимо, да, но план шагов по достижению этой цели получается очень напряженным.
На прошедшем в октябре II ежегодном форуме «Будущий Санкт-Петербург», организованном РБК daily, эксперты назвали ключевой целью города приумножение качественного человеческого капитала — умных, талантливых и амбициозных предпринимателей, молодых ученых и креативных людей. Было отмечено, что важнейшее условие удержания, привлечения и развития таких людей — современная городская среда. Такая среда обеспечивает возможности общения, в том числе делового, на международном уровне. Соответственно, Петербургу необходимы новые, отвечающие потребностям рынка деловые площадки и крупные события, которые эти площадки заполнят. Причем город должен определить свое место на мировом рынке деловых событий, опираясь на уже существующие у него преимущества.
На этапе выхода из кризиса российские города решают задачу создания новых экономических кластеров. Значительная часть «докризисной» экономики оказалась неэффективной, и необходимо срочно замещать выбывающие доходы и рабочие места. При этом, как правило, рассматривается вопрос формирования новых секторов промышленности, в то время как современный город не лучшее место для размещения производств. Анализ компании МКД показал, что кластеры, формируемые в сфере услуг, генерируют очень заметные экономические эффекты, одновременно повышая качество городской среды (последнее точно не относится к традиционным производствам). Чрезвычайно перспективное направление - развитие индустрии развлечений, включая тематические парки развлечений как один из самых доходных ее элементов.
Развитие туризма требует выбора приоритетных направлений
Завершилось действие программы по развитию Санкт-Петербурга как туристического центра на 2005-2010 годы, разработанной при участии консалтинговой компании BCG. Программа «5-5-5» предполагала развитие туризма по сценарию «Прорыв» - войти в пятерку ведущих европейских туристических центров, достигнув показателя 5 млн туристов ежегодно в течение пяти лет. Пять лет прошло, лидирующую пятерку туристических центров Европы Петербург не догнал. Впрочем, по оценкам, представленным экспертами городскому правительству, в десятку туристических лидеров Европы город все-таки вошел. И другая заявленная в программе цель - увеличение числа прибывающих в Санкт-Петербург туристов до 5 млн человек - достигнута (если верить данным Российского союза туриндустрии). Что дальше?
Программа развития туризма в Санкт-Петербурге до 2016 года, принятая городским правительством в июне, предполагает развитие сразу нескольких видов туризма, выделяя в качестве приоритетных событийный и конгрессный туризм. Эти сегменты находятся на начальном этапе развития по сравнению с аналогичными секторами в европейских центрах туризма. Помимо этого предполагается вкладывать средства в развитие яхтенного и паромного туризма, арт-туризма, религиозного и паломнического туризма, кемпинг-туризма. Такой путь требует масштабных вложений, а эффективность работы отрасли может оказаться низкой.