TheUniform System of Accounts for the Lodging Industry (USALI) – система (стандарт) финансового учета и отчетности в гостиничной индустрии хорошо знакома международному бизнесу, и давно стала обязательной составной частью бизнес-культуры. Первая версия стандарта была опубликована в 1926г. и с тех пор постоянно изменяется и развивается вслед за изменениями бизнес-среды: состав объектов гостеприимства, развитие применяемых технологий, совершенствование стандартов оказания услуг, GAAP (USA) и пр. В настоящий момент действует уже 11-я редакция стандартов.
По результатам исследования гостиничных услуг, проведенного фирмой МакКинзи, на территории России расположено около 5 тыс. гостиниц в которых занято около 100 тыс. человек. В дорогом сегменте рынка (4* и 5*) появились известные, международные гостиничные сети, на которые приходится 15% оборота отрасли. Как правило, ни одна крупная гостиница, работающая под известной маркой, не принадлежит сети, а лишь управляется ею. По данным Госкомитета РФ по статистике, в 1999 году отечественным гостиничным хозяйством было обслужено 15021,1 тыс. человек, что на 11,1% больше показателя за предыдущий год. Производительность труда российской гостиничной отрасли (исключая ресторанное обслуживание), по данным МакКинзи, составляет 18% от уровня США. В сетевых гостиницах этот показатель равен 60% от уровня производительности сетевых гостиниц США.
В последнее время российские гостиницы все чаще включаются в известные международные гостиничные цепи, осуществляющие коллективный бизнес и находящиеся под непосредственным контролем руководства цепью. Гостиничные цепи объединяют на правах собственности или по договору сотни гостиниц по всему миру. Управляя гостиницей в интересах собственника, компания, используя преимущества гостиничной цепи, производит работы по загрузке номерного фонда, внедряет стандарты и систему контроля качества услуг, подбирает и обучает персонал, осуществляет необходимые маркетинговые действия. Предприятия могут входить в гостиничные цепи как полноправные члены, ассоциированные члены, осуществляющие свою деятельность на основе договора франчайзинга или могут заключать договоры на управление с одной из корпораций. Привлечение управляющих компаний для повышения эффективности работы гостиниц достаточно распространено в мире, для чего и используются так называемые договоры на управление, В России именно этот способ вхождения а гостиничные цепи получил наибольшее распространение.
Менеджеры отелей, операторы гостиничного бизнеса, инвесторы и аналитики постоянно используют RevPAR (Revenue per available room per day) как базу для определения и анализа качества работы отеля. Этот широко используемый показатель отражает выручку на один номер, которую приносит один гость, – таким образом отслеживаются достижения в управлении номерным фондом. Управляющие отелями стремятся максимизировать RevPAR посредством заполняемости и средней ставки, по которой продается номер. Для гостиниц класса 3–5 звезд Характерно получение 50–65 % своей выручки от номерного фонда. В гостиницах 2 звезды и ниже с ограниченным спектром дополнительных услуг выручка от номерного фонда может достигать 90 %. RevPAR является одним из наиболее признанных и наиболее часто используемых показателей эффективности в гостиничной индустрии. Однако нельзя при анализе экономической эффективности работы отеля брать за основу исключительно RevPAR. Этот материал призван показать все подводные камни при использовании RevPAR и конкретизировать преимущества его использования совместно с GOPPAR (Gross operating profit per available room).