Даже один крупный современный парк развлечений уровня Disneyland в Париже или Port Aventura в Барселоне может заметно увеличить туристический поток в стране и радикально изменить городскую индустрию туризма. От 3 млн до 12 млн человек ежегодно посещают крупнейшие парки Европы, при этом не менее 45% посещений приходится на иностранных туристов. В России рынок не насыщен даже развлекательными парками среднего размера. Сейчас инвесторы и муниципальные власти проявляют живой интерес к этому бизнесу.
Туристические кластеры ускорят развитие Петербурга
Фуд-корт крупного торгового центра - пример классического кластера. Разные предприятия ресторанного сегмента консолидируют усилия и совместно создают зону высокого притяжения посетителей. От этого выигрывает не только каждая точка общественного питания, но и размещенные рядом магазины и торговый центр в целом. Использование кластерного принципа при развитии города стимулирует рост в самых разных отраслях - от энергетики до туризма.
Туристический потенциал Санкт-Петербурга остался на уровне 2005 года
Программа развития туризма Санкт-Петербурга до 2010 года предполагала увеличение числа туристов до 5 млн человек и вхождение в пятерку наиболее посещаемых городов Европы. В основу программы были положены показатели концепции Boston Consulting Group, а именно сценарий «Прорыв», подразумевающий резкое улучшение ситуации в области туризма. Однако 2010 год наступил, а прорыва не случилось — Петербург сохранил позиции, достигнутые к моменту написания программы в 2005 году. Можно ли запустить сценарий прорыва вторично и достичь радикальных улучшений в следующие пять лет? Видимо, да, но план шагов по достижению этой цели получается очень напряженным.
На прошедшем в октябре II ежегодном форуме «Будущий Санкт-Петербург», организованном РБК daily, эксперты назвали ключевой целью города приумножение качественного человеческого капитала — умных, талантливых и амбициозных предпринимателей, молодых ученых и креативных людей. Было отмечено, что важнейшее условие удержания, привлечения и развития таких людей — современная городская среда. Такая среда обеспечивает возможности общения, в том числе делового, на международном уровне. Соответственно, Петербургу необходимы новые, отвечающие потребностям рынка деловые площадки и крупные события, которые эти площадки заполнят. Причем город должен определить свое место на мировом рынке деловых событий, опираясь на уже существующие у него преимущества.
На этапе выхода из кризиса российские города решают задачу создания новых экономических кластеров. Значительная часть «докризисной» экономики оказалась неэффективной, и необходимо срочно замещать выбывающие доходы и рабочие места. При этом, как правило, рассматривается вопрос формирования новых секторов промышленности, в то время как современный город не лучшее место для размещения производств. Анализ компании МКД показал, что кластеры, формируемые в сфере услуг, генерируют очень заметные экономические эффекты, одновременно повышая качество городской среды (последнее точно не относится к традиционным производствам). Чрезвычайно перспективное направление - развитие индустрии развлечений, включая тематические парки развлечений как один из самых доходных ее элементов.