Любое существенное изменение внешней или внутренней среды, которое требует пересмотра планов или оказывает влияние на стоимость ресурсов, необходимых для их выполнения, требует пересчета бюджетов. Это означает, что частота корректировки бюджета определяется частотой корректировки планов и параметров, определяющих возможность получения доходов и стоимость ресурсов, а не формальным наступлением конца месяца, квартала и т.д. Только отлаженные и работающие процедуры пересчета бюджета при изменении производственных планов позволяют избежать ситуации, когда бюджет из инструмента управления превращается в «кандалы», мешающие работать.
Ответственность руководителей выражается в конкретных показателях, поэтому прежде чем рассматривать вопросы финансовой ответственности, хотелось бы внести ясность в используемую терминологию. В этом разделе мы сформулировали наше понимание классификации управленческих показателей, осознавая, что многие читатели могут не найти в ней для себя ничего нового. Им мы предлагаем просто пропустить настоящий раздел.
Как говорилось, набор классификаторов является ключевым звеном системы планирования и бюджетирования, во многом предопределяющим полезность этого инструмента: удобство использования, аналитические возможности, возможность интеграции с другими подсистемами управления компании.
С учетом значительного износа инженерной инфраструктуры, ее хронического недофинансирования для реализации программ развития целесообразно применять комплексный подход к финансированию планируемых мероприятий с учетом возможных ограничений по его источникам и объемам.
Стратегия повышения энергоэффективности коммунальной инфраструктуры, как правило, базируется на программах модернизации и нового строительства. В то же время эти программы часто выступают объектом оптимизации затрат при секвестировании муниципальных бюджетов. Таким образом, жизненно важная коммунальная сфера из-за капиталоемкости и продолжительности инвестирования страдает в первую очередь.