Оценка персонала — это процесс определения эффективности деятельности сотрудников в ходе реализации задач организации, позволяющий получить информацию для принятия дальнейших управленческих решений.
Оценка — более широкое понятие, чем аттестация. Оценка может быть формальной и неформальной (например ежедневная оценка руководителем подчиненного). Оценка может осуществляться как регулярно, так и нерегулярно, в зависимости от конкретных потребностей компании.
Идея ранжирования персонала (от английского ranking system), то есть разделения сотрудников компании на группы по определенным заранее заданным параметрам не нова. Чтобы ознакомиться с теорией, достаточно заглянуть в любой западный учебник по управлению персоналом. Чтобы воплотить эту идею на практике, куда полезнее побеседовать с коллегами, которые уже полностью или частично прошли путь от теории к практике и успели испытать на себе то, о чем книги умалчивают.
В начале, необходимо уточнить, что мы имеем в виду под оптимизацией. Оптимальным мы будем считать такую величину затрат, при которой каждая дополнительная единица затрат приводит к увеличению прибыли компании. Таким образом, в каждом конкретном случае оптимизация может приводить как к сокращению затрат, так и к их увеличению. После приведения затрат к оптимальному уровню необходимо их на заданном уровне поддерживать.
В гостиничном бизнесе существует несколько форм управления отелем. К основным моделям организации сетевого бизнеса в гостиничном хозяйстве можно отнести:
· Независимая управляющая компания;
· Компания, управляющая гостиничной цепью;
· Контракт на управление;
· Договор франчайзинга;
· Лизинг;
· Партнерство;
· Сеть систем маркетинговой информации и бронирования.
В данном материале будет рассмотрен договор франчайзинга. В последние 15-20 лет данная форма управления стремительно развивается. Франчайзинг охватывает множество сфер деятельности, в том числе и средства размещении. 80% всех гостиничных предприятий в мире управляются договорами франчайзинга.
Среди многочисленных проблем отечественных компаний несовершенство внутрифирменного управления занимает особое место. С одной стороны, факт наличия такой проблемы легко признается всеми участниками любой дискуссии по данному вопросу. С другой стороны, хотя ее решение, в отличие от проблем, связанных с несовершенством налогового законодательства, или протекционизмом на внешних рынках, целиком находится в компетенции самой компании, бурной положительной динамики в данной сфере не наблюдается. Возникает парадокс: есть проблема, есть потенциал для ее разрешения, а решения нет.
Конечно, такой вывод выглядит слишком легковесным, но это – повод рассмотреть ситуацию более углубленно. Во-первых, действительно ли проблема совершенствования управления столь широко распространена именно среди отечественных компаний, а если да, то почему?